НАШИ НОВОСТИ


Чем раньше, тем лучше

Начало

Никите было полтора года, когда Лидия, его мама, заметила, что детской площадке Никита интересуется неодушевленными предметами гораздо больше, чем другими детьми, на которых вообще не обращает внимания. Казалось, что повода для волнения нет, но опытная подруга произнесла слово «аутизм» и посоветовала проконсультироваться. Провели диагностику, отметили отсутствие указательного жеста и нарушение коммуникации – хорошо понимая речь и реагируя на нее, Никита не смотрел собеседнику в глаза и даже не поднимал головы – но диагноз с уверенностью поставить не смогли.

«Ранняя пташка»

Начались развивающие занятия, но результатов они не приносили. К детскому психиатру на прием не попасть – принимает только с трех лет. Невролог колебался между диагнозами РАС (расстройство аутистического спектра) и ЗПР (задержка психического развития), но поставил все-таки последний. В любом случае стало очевидно, что занятия необходимы: Никита начал говорить отдельные слова, но это не было общением – он просто их произносил. На одной из консультаций семье рассказали про программу для родителей дошкольников с аутизмом EarlyBird у нас в Центре «Антон тут рядом» – британскую программу, адаптированную экспертами фонда «Обнаженные сердца». 3-месячный курс семинаров предназначен для родителей, которые недавно узнали диагноз ребенка или подозревают, что у ребенка аутизм. Он дает проверенную информацию и инструменты помощи. Лидия внимательно наблюдала за всеми специалистами, которые занимались с Никитой, и перенимала нужные навыки: понимала важность того, чтобы давать ребенку выбор, использовала эмоциональное и материальное поощрение. Представление о методиках поведенческого анализа у нее уже было, но в общую картину оно не складывалось. «Ранняя Пташка» помогла систематизировать и собрать воедино все эти знания и правильно дифференцировать разные методы.

Программа также подчеркивает важность игр, развивающих двустороннее и трехстороннее совместное внимание – не взаимодействие через игрушку, а непосредственное общение ребенка и взрослого. Это не только способствует развитию речи, но и помогает установить более близкий контакт. Лидия вспоминает, что раньше они в такие игры не играли, а потом начали – вместе валяться на кровати, дурачиться, и именно в этих играх Никита начал смотреть маме в глаза. Игры также провоцируют и на разговор – например, просить: «Еще!» – что Никита уже отлично делает.

Благодаря программе родители начали пользоваться визуальной поддержкой – так как детям и взрослым с аутизмом проще воспринимать информацию, когда она представлена наглядно. В ванной появилась последовательность картинок – как мыть руки. За пару недель Никита усвоил процедуру, и сейчас карточки уже сняли: и дома, и в любом другом месте он выполняет все действия по памяти.

Еще одна очень важная задача программы – объединить родителей, помочь им понять, что они не одни. Группа Лидии создала общий чат в WhatsApp, где и после окончания «Пташки» родители продолжают общаться, поддерживать друг друга, делиться новостями и советами.

Настоящее и будущее

Сейчас Никита ходит в обычный детский сад. С педагогами повезло – они понимают, что ему нужно больше внимания, чтобы включаться в занятие, и уделяют его, когда это возможно, но развернутого представления о детях с аутизмом и методах работы с ними у них нет. Никита все еще держится в стороне от других детей, но, даже играя один, старается быть рядом с ними. Мама замечает самые маленькие сдвиги: как он идет с другой девочкой за руку, делится игрушкой. Вообще, общаться Никита предпочитает со взрослыми: встречает гостей, здоровается, просит поиграть, но сейчас все больше замечает и сверстников.

А со следующего года Никита перейдет в детский сад №53, который участвует в программе «Ранняя помощь» фонда «Обнаженные сердца» и Центра: его сотрудники, как и педагоги еще шести садиков, обучаются методикам работы с детьми с аутизмом и проходят регулярные супервизии. Лидия уже общается с педагогами садика и планирует программу для Никиты: начать использовать визуальные расписания и коммуникативную доску – средство дополнительной коммуникации.

Никите сейчас 3 года и 8 месяцев. Он любит разбираться во всем досконально: интересуется животными, играет с фигурками, рассматривает иллюстрации в книгах и знает все про всех: не просто рыба, а акула или рыба-молот, не просто жук, а жук-рогач. И ценит во всем порядок: собрав пазл с домашними животными, видит, что там есть корова, лошадь, свинья, но не хватает овцы, – и приносит фигурку овцы и ставит рядом, чтобы набор был полным.

Родители Никиты вовремя уловили сигналы и начали необходимую работу, и у него есть все шансы максимально адаптироваться к жизни в обществе.

Наша задача – дать такую возможность как можно большему числу детей с аутизмом и их родителям, дать им доступ к знаниям и методикам, что особенно важно для того, чтобы не запутаться в противоречивом потоке информации, которую можно найти в интернете. Как и Никита, мы ценим четкость и глубину и делимся ими.

Поддержать нас можно здесь.

Записаться на программу EarlyBird можно по телефону +7 (921) 932 9395

или по почте [email protected]. Следующие группы стартуют в сентябре.

Саша и его невидимая дорога: продолжение

Этот #субботнийлонгрид — продолжение истории, которую мы рассказывали почти два года назад. С тех пор измениться успело многое: Саша, главный герой, перешел с нашей первой площадки в Центр подготовки к трудоустройству, прошел две смены в тренировочной квартире, а сейчас живет в квартире постоянного сопровождаемого проживания. Но обо всем по порядку.


Столяр
Сначала Саша стал заниматься в швейной мастерской – как и в первом Центре. Но заинтересовался столярной – на нашей первой площадке такой нет. Саша сам договорился с мастером, что будет заниматься там раз в неделю, а к весне перешел туда насовсем. Поначалу осваивал лобзик и ручную ножовку, выбрав для изделий военную тематику: мечи, сабли, ятаганы, собирательно – «ножички». Свои работы Саша с гордостью всем показывал, при этом входя в роль. Например, встретив в коридоре тьютора Никиту, обратился к нему: «Ну что, холоп? Смотрю, никак ты не уймешься». На «ножичках» Саша отработал первые навыки обращения с инструментом, и дальше он стал работать уже над изделиями, которые выпускает мастерская – подносами, ящиками и так далее. А новый меч или саблю он делает уже в награду, ес

Пока у Саши лучше всего получается шлифовать, сейчас – разделочные доски из кулинарной мастерской, которые от длительного употребления успели потемнеть и запачкаться.
Саша много говорит вслух, это не общение с миром, а вышедший наружу внутренний монолог, если его переспрашивают – отвечает: «Сам с собой». В мастерской это отвлекает от работы и его самого, и других студентов. Какое-то время работала договоренность, что за день в тишине вечером Саша имеет право вырезать «ножик», но потом эта система перестала действовать, и он написал для себя правило «Не бубнить» и повесил в мастерской на стену. Если не выдерживает, сам делает себе замечание: «Не бубни! – и объясняет мастеру – У меня словарный понос».


Саша очень любит рисовать и делает это в любую свободную минуту, и несвободную тоже: в шкафчике в туалете недавно были обнаружены бумага и карандаш. Саша отпрашивается с занятия, закрывается в туалете и рисует в свое удовольствие. Его основные сюжеты – ножики, рыбы и растения. Иногда он увлекается и покрывает рисунками не только бумагу, но и обрезки дерева в мастерской. А случается, что мастер достает для работы новую доску, а на ней уже есть карандашный эскиз нового ножика.

Квартира
Саша прошел две смены в тренировочной квартире, летом с компанией студентов и тьюторов ездил в Анапу в гости к семье другого студента, Ильи, а сейчас живет в квартире постоянного сопровождаемого проживания.

Он хорошо справляется с домашними делами по пошаговым последовательностям – помощь тьютора иногда нужна в том, чтобы не сбиваться и идти по пунктам. Саша отдельно учится пользоваться деньгами: различать купюры и отсчитывать нужные суммы: если нужно заплатить 500 рублей – это не проблема, а если 600 – нужно придумать, какой комбинацией купюр их составить. 40 рублей на маршрутку он уже отсчитывает запросто, а с более крупными суммами еще есть сложности.


С домашними делами все не всегда так же гладко. За что-то Саша берется с удовольствием: гладить, разбирать свой шкаф, готовить завтрак по пятницам. Но другие дела иногда вызывают протест, и тогда тьютор проговаривает с ним, что работа по дому – это не повинность, а необходимое условие жизни вместе, и если Саша, например, не приготовит ужин, то все останутся голодными.

С делами, где Саша чувствует себя нужным, проблем тоже нет. Например, когда Аня, Илья и Маша учились ездить в Центр сами, без тьютора, их сопровождающим был Саша. Обычно он идет быстрее всех, убегает вперед, а тут придерживался общего темпа, чтобы все были вместе, в метро у турникетов следил, чтобы все приложили свои карточки, а потом уже проходил сам.

Саше важно иметь возможность побыть одному. Иногда посмотреть фильм в одиночестве или одному сходить погулять.

А на этих новогодних каникулах Саша впервые надолго остался один у себя дома. Квартира тоже была на каникулах, мама уехала, и Саша был за главного. Чтобы проверять, все ли в порядке, к нему несколько раз заходили тьютор Саша и мастер Юля. Саша радушно принимал гостей, демонстрировал коллекцию деревянных «ножичков», а гости убеждались, что в холодильнике есть свежая еда, посуда вымыта, а дома чисто.

При растущей самостоятельности в быту Саша пока недостаточно самостоятелен в работе: он постепенно осваивает инструменты, но без постоянного сопровождения работать пока не может: в деле нужна точность до миллиметра. Нужно строго следовать последовательности операций, на что сейчас у Саши не хватает концентрации, и работа выходит только в тандеме с волонтером Ирой. Формат защищенной мастерской на сегодняшний день подходит ему лучше всего: он в своем темпе осваивает ремесло, развивает мотивацию, учится дисциплине на рабочем месте.

Цель работы Центра в том, чтобы Саша и другие наши студенты жили полной жизнью – работали и были максимально самостоятельны. Поддержать нас можно здесь: http://outfundspb.ru/wp/donate

Отчет за апрель, май и июнь

Скачать (PDF, 1.94MB)

История фонда

Скачать (PDF, 1003KB)

Ищем новых волонтеров!

Мы начинаем набор уже на третий добровольный социальный год в Центре.
Если вы хотите работать с людьми с аутизмом, попробовать свои силы у нас – самый лучший вариант, ведь системы образования специалистов у нас в стране нет, и в Центре вы можете получить ценнейший опыт.
Если вы просто хотите сменить род занятий и видеть смысл и пользу в том, что вы делаете, то вам тоже к нам.
Год начнется с сентября, а пока можно будет волонтерить несколько раз в неделю и съездить летом в лагерь.
Подробности, условия и анкета здесь.

Отчет за февраль и март

Скачать (PDF, 5.04MB)

Отчет за декабрь 2017 и январь 2018

Скачать (PDF, 2.56MB)

Саша и Миша в Центре и дома

Саша и Миша – близнецы, очень похожие, но на самом деле – очень разные. Когда они только пришли в наш Центр подготовки к трудоустройству прошлой зимой, это было не так заметно: братья держались друг друга и не подпускали никого близко.

Столярное дело
В Центре оба хотели пойти заниматься в компьютерный класс, но там в тот момент не было свободных мест, и ребята оказались в столярной мастерской. Новое дело больше подошло Саше – небольшой опыт у него уже был, и он быстро осваивал новые процессы и инструменты. Поначалу более закрытый, чем брат, он стал улыбаться в ответ на похвалу мастера. Сейчас Сашу уже называют передовиком мастерской: он работет уверенно и самостоятельно, если нужно – помогает другим. В столярной мастерской есть несколько крупных заказов на однотипную продукцию, и наладилась слаженная командная работа: каждый отвечает за свою операцию, и процесс сразу ускоряется.

Переход
Миша особого интереса к столярному делу не проявил, зато с удовольствием поддерживал разговор: рассказывал о компьютерах, обходе блокировок, торрентах, любимых фильмах. Дома у него обширная коллекция фильмов на жестких дисках, классифицированная по режиссерам, актерам, жанрам. Еще не все фильмы отсмотрены, братья с азартом ищут и скачивают новые. Миша предпочитает экшен, но может поговорить и про «Касабланку». С нового учебного года появилось место в компьютерном классе, и теперь Миша занимается там. Братья разделились, но сейчас, когда они освоились в Центре, обоим это далось абсолютно легко. Миша работает очень уверенно и быстро осваивает новый материал, просит задание на дом и потом приносит его на флэшке на проверку мастеру, помогает другим студентам. Воспринимать новое ему непросто, и он часто жалуется: «За что мне это?» «За что вы меня так ненавидите?». Но учится он очень быстро, если что-то не получается с первого раза – ворчит, но переделывает. С сентября он освоил Word, Excel, Photoshop, расшифровку аудифайлов и сейчас приступил к работе в CorelDraw. Вместе с ним в компьютерном классе занимается и Юра, которого Миша и Саша давно знают. Они дружат, вместе ходят в музеи, например, в Эрмитаж или Зоологический музей.

Вовне
С этого года студенты столярной мастерской волонтерят в ООО «ПромТехКомпозит» (или, как называет его один из студентов, Сашин тезка, «С тех пор Композит») – склеивают деревянные сувениры из фанерных слоев и приклеивают поверх защитный пластик. Ребята работают бесплатно, за опыт: использовать навыки, которым они учатся в мастерских, в новой обстановке, вообще оказываться в новой ситуации. Специально для занятий мы подготовили специальную инфографику с пошаговыми инструкциями. Ребят сопровождает мастер. Мы видим, как это важно для Саши: он оживленно рассказывает об этих выездах – так, что даже не сразу может сконцентрироваться на работе в мастерской.

Работа
Но, конечно, в перспективе и Саше, и Мише очень важно найти оплачиваемую работу. После смерти мамы, уже больше трех лет они живут одни. Их квартира в аварийном состоянии: проваливается пол, падают потолки, нет отопления и горячей воды. Социальные службы предлагают помощь с переездом, но Саша и Миша боятся перемен и отказываются, хотя условия жизни, особенно зимой, очень тяжелые. С ремонтом помогает ЦСРИ, но все это – процесс небыстрый. У братьев разделены домашние обязанности: Миша, более рациональный, отвечает за покупки и бюджет, Саша – за готовку и уборку. Братья очень стараются экономить – знают акции во всех окрестных магазинах, но на пенсии все равно жить трудно. Через Агентство занятости населения мы смогли оформить для них занятия в Центре как оплачиваемые общественные работы, но только на месяц. Если вы можете предложить ребятам работу или подработку – пожалуйста, напишите Любе Новиковой на [email protected]. А поддержать работу Центра подготовки к трудоустройству, чтобы у Саши, Миши и еще 25 студентов второй площадки «Антон тут рядом» была возможность общаться, учиться ремеслу, зарабатывать и обеспечивать себя, можно здесь.

Настя и что ей понадобилось после лицея

«Здрасьте! А что это у вас тут?» – с такими словами Настя заглядывает то на кухню, то в мастерские Центра подготовки к трудоустройству. Широко улыбается и смеется, даже если просят выйти: любое общение – радость.

Детство
Сейчас Насте 20, и она свободно болтает, но ребенком она долго молчала. Когда она не заговорила в три года, родители заволновались. Начались походы по врачам. Продолжительное обследование в Институте нервных болезней ничего не показало, рекомендацией врачей было только больше заниматься с ребенком. Речь со временем появилась, но стало понятно, что у Насти есть и другие особенности.
Настя пошла в коррекционный садик, потом – в коррекционную школу 8-го вида.
После школы – Профессиональный реабилитационный лицей, где Настя училась на портного: швейным делом занималась и в школе.

Работа – неудачный опыт
В лицее Настя впервые попала в Центр – проходила практику в швейной мастерской.
После лицея Агентство занятости нашло для Насти вакансию на частном швейном производстве. Но уже через несколько дней Настиной маме мягко, но непреклонно дали понять, что оставить ее не смогут: Насте нужны постоянное внимание и помощь, и компания не может выделить на это человека. К сожалению, для сферы трудоустройства людей с особенностями это характерный случай: работодатели еще не готовы адаптироваться под людей с особенностями, да и не очень заинтересованы в этом, так как не получают за это льгот от государства.

В Центре
С этого учебного года Настя занимается у нас уже не как практикант, а как студент, в швейной мастерской Центра подготовки к трудоустройству. Как и все студенты, за свою работу получает сдельную оплату из средств, вырученных от продажи готовых изделий. Работает хорошо и с удовольствием, тому, чего еще не умеет, быстро учится. Она знает все последовательности операций, но прежде чем приступить к работе, ей важно проговорить то, что она будет делать, и получить одобрение мастера. Сделанную работу иногда приходится переделывать, что, конечно, неприятно, и иногда Настя ругается вполголоса: «Ёк-макарёк!» «Японский городовой!»
Настя часто опаздывает на занятия, а так как мы учим ребят не только ремеслу, но и ответственному отношению к работе, то с Настей провела серьезный разговор координатор Центра, договорились: на сколько Настя опоздает на занятие, на столько же задержится после его окончания, чтобы успеть все доделать. Настя приняла условия и честно отрабатывает свои опоздания.
На групповых занятиях Насте пока трудно включаться в общий разговор, следить за его ходом – нужно, чтобы кто-то помогал, обращал ее внимание на то, что происходит. Часть групповых занятий нацелена на практическую отработку навыков поведения в общественных местах – например, в кафе. Сначала ребята тренируются в Центре – выбирать блюдо по меню так, чтобы на заказ хватило денег, делать заказ, рассчитываться, проверять сдачу – а потом эти навыки оттачиваются в настоящем кафе. На первом таком практическом занятии у Насти возникли трудности с цифрами – ни вписаться в нужную сумму при заказе, ни посчитать сдачу не вышло. После занятия психолог Лена помогла Насте освоить калькулятор, чтобы проверять себя. Правильно сложить получилось не сразу, но Настя не ушла, пока не получила верный результат – ей вообще очень важно доводить все дела до конца. И на следующей тренировке в Центре, и в самом кафе она уже сама пользовалась калькулятором, и все цифры сошлись.

Центр подготовки к трудоустройству работает для того, чтобы наши студенты могли работать на внешнем рынке труда. Для этого нужны лояльные работодатели, готовые адаптироваться к их нуждам – структурировать среду, выделить своего сотрудника на роль наставника или принимать в этом качестве нашего волонтера. Центр занимается информированием и поддержкой работодателей. И, конечно, помогает ребятам осваивать ремесло и учиться тому, как вести себя на работе, общаться с коллегами и начальником – быть самостоятельными.
Поддержать нашу работу можно здесь.

Оля и вера в себя

Оля работает в переплетной мастерской Центра подготовки к трудоустройству. Работа приносит ей видимое удовольствие, как интересная книга или вкусный обед, она сама хвалит себя: «Ой, какая я молодец!»

Система
Когда Оле был год, врачи говорили, что она никогда не сможет ходить – ДЦП, детский церебральный паралич. Но родители не опустили руки, с самого раннего возраста водили ее на развивающие занятия, и сейчас о старых прогнозах врачей уже никто не вспоминает.
Однако для Оли очень травматичным оказался опыт учебы в коррекционной школе. Одна из учительниц постоянно грозила детям, что их отведут к психиатру, сдадут в интернат, – таким способом она поддерживала дисциплину в классе. Естественно, это действовало подавляюще, и после школы Оля почти 10 лет сидела дома, не ездила одна по городу – угрозы учительницы полностью лишили ее веры в свои силы и возможности.

Уверенность
Наконец она согласилась сходить в районный Центр социальной реабилитации – там были занятия рукоделием, которое Оля очень любит: вышивание, плетение, бассейн, занятия с понимающим психологом, занятия риторикой, которые помогли улучшить дикцию. Занятия придали Оле уверенности в себе, и она почувствовала, что хочет и может учиться и работать.
Оля поступила в Профессиональный реабилитационный лицей и стала учиться на переплетчика. Новый статус придал смелости, и Оля стала ездить в лицей уже не с мамой, а одна, потом освоила и другие маршруты.
После выпуска лицею важно предоставлять студентам практику, но найти рабочие места, куда готовы принять людей с особенностями, трудно – об этом мы сами хорошо знаем по собственному опыту трудоустройства.
Летом принимающей площадкой для четырех выпускников лицея стал наш Центр подготовки к трудоустройству – во время каникул у нас как раз были свободные места. А Агентство занятости выплачивало стажерам зарплату. Оля поначалу волновалась, получится ли у нее: большая составляющая работы нашей переплетной мастерской – печать по ткани, которой обтягиваются обложки блокнотов, а у Оли такого опыта не было. Но разобраться с новым процессом получилось очень быстро, и работа шла в радость. Со временем Оля сама стала помогать другим ребятам, подсказывать, если нужно.

Перспективы
Когда стажировка закончилась, Оля очень хотела остаться в Центре, но формат стажировки предполагал именно фиксированный курс занятий. Кроме того, мы знали, что Оля уже готова не только к работе в защищенной мастерской, но и на открытом рынке. Сейчас она ищет подходящую вакансию и ходит в Центр на групповые занятия для выпускников.
В ноябре мы запустили дополнительные занятия в гончарной мастерской по выходным – для выпускников и новичков Центра. Формат – защищенная мастерская, то есть за свою работу, как и в Центре подготовки трудоустройству, студенты получают зарплату из средств, вырученных от продажи готовых изделий. Зная, что Оля скучает по занятиям в Центре, мы пригласили ее присоединиться. У нее уже был небольшой опыт работы с глиной, и она очень рада возможности продолжить. «Глина – такая живая!» – рассказывает она дома маме.

У людей с особенностями, как и у всех людей, есть огромный потенциал – профессиональный, творческий, человеческий. Но тяжелый личный опыт зачастую отбирает у них всякую веру в себя и в собственные силы, заставляет замыкаться в себе. Тяжелые воспоминания уже не отменить, но их можно перечеркнуть новым опытом успешности и принятия. Для того, чтобы у еще большего числа людей появилась такая возможность, нам нужна ваша поддержка. Помочь можно здесь.