Саша и его невидимая дорога

kurb

Саше 32 года. Он независимый, самостоятельный и зрелый человек. «Молодая ты еще, зеленая!» – говорит Саша своему тьютору Ксюше.

Закончил 10 классов специализированной школы №18, занимался в училище для инвалидов плетением. Работал в библиотеке Александро-Невской Лавры. Сейчас два раза в неделю работает в Публичной библиотеке – комплектует, разгружает, загружает, ставит штампы. Работу выполняет очень ответственно, никогда не опаздывает и выполняет все поручения.

Первое время в Центре

В Центр Сашу сразу после открытия привела мама, чтобы он занимался тем, что ему по душе, расширял свой круг общения, завел друзей и новых знакомых.

У Саши, конечно, есть свой внутренний распорядок. Когда он только пришел, то не изменил своим привычкам. Ни с кем не общался, не выходил на диалог. Мог обратиться к новому сотруднику только через два месяца после знакомства. Не участвовал в общих мероприятиях.
Очень остро реагировал на изменения, чтобы подготовиться к чему-то новому, ему требовалось много времени.
Первое время Саша посещал только кулинарную мастерскую, редко выходил из кухни, там же и обедал. Шел на контакт только с мастерами из кулинарной. Зато достиг мастерства в изготовлении фалафеля, который радует студентов и сотрудников Центра по пятницам, – в этом его называют главным.
Некоторое время Саша проводил в швейной мастерской, делал маленькие игрушки по мотивам своих рисунков цветов и рыбок. Остальное время мог ходить по коридору туда-сюда и разговаривать сам с собой – у Саши в запасе огромный арсенал цитат из советских фильмов. Если к нему обращались – мог махнуть рукой и продолжить шагать.

Музыкальное включение

Постепенно мы все-таки начали вовлекать Сашу в общую жизнь Центра. Все началось с утреннего танцевального круга, который у нас проходит по пятницам. Студенты заказывают свои любимые песни и танцуют все вместе.
Однажды Саше дали задание выбрать песню к следующей пятнице. Саша подошел к этому со всей ответственностью, как происходит у него с любым поручением. Начал готовиться за неделю. На утреннем кругу очень радовался своей песне.

Постепенно Саша начал участвовать в жизни Центра, стал приходить на утренние собрания в другие дни, без музыки. И выяснилось, что Саша очень любит танцевать. На музыкальном кругу он устраивает парные танцы вместе со своими тьюторами.

После этих первых шагов динамика ускорилась. Саша начал обедать в большом зале вместе с остальными студентами.

Сейчас Саша может подойти к человеку, который работает в Центре недавно и которого он не очень хорошо знает, может инициировать разговор. С 2016 года к кулинарной мастерской добавились керамическая и графическая. Он стал включаться в общее расписание.

Прошлым летом в лагере под Ярославлем нам открылась большая любовь Саши к животным. Подойдет, например, к лисе Анфисе – она жила в вольере – и скажет: «Анфиса, ничего не слышу, речь твоя не понятна мне». А вот со своей собакой, гуляя, ведет пространные и теплые беседы.

Конечно, Саше помогла и тренировочная квартира. Он был ее студентом последние полтора месяца второй смены – Антон тогда оказался в больнице – и третью смену прошел целиком. Расширился круг общения, улучшились бытовые навыки (уборка, поход в магазин и т.д.). Сашиной обязанностью была оплата телефонных счетов – он стал понимать, что сам отвечает за то, будет ли у него возможность ежевечерне болтать с другом Димкой.

Сашина смена закончилась – теперь он приглашает своих товарищей по квартире к себе в гости, сам готовит еду к их приходу, с удовольствием ходит в гости на тренировочную квартиру к участникам новой смены.

Эрмитаж

В феврале, в рамках проекта «дружелюбная среда» и стратегического партнерства с Государственным Эрмитажем, для наших ребят начались еженедельные экскурсии.

Одна из целей проекта – показывать студентам, как пользоваться гардеробом, покупать билеты, заходить в кафе. Уже видны первые результаты: ребята лучше ориентируются, знают, что сначала надо получить билет, сходить в гардероб, сдать вещи, перед началом экскурсии сходить в туалет. Начали соблюдать правила музея – не шуметь, не трогать экспонаты, ходить одной группой. Научились самостоятельно получать билет и задавать вопросы экскурсоводу.

Больше всех экскурсии в Эрмитаже помогли раскрыться Саше. Он с нетерпением ждет нового похода в музей, спрашивает об этом каждый день.

После первого посещения Саша был под большим впечатлением, он ходил по музею и шептал: «узоры Эрмитажа… И ты, Филипп (тьютор), весь в узорах Эрмитажа».

Начали с Древней Греции. Саша задает вопросы экскурсоводу, активно обсуждает содержание экскурсий с другими студентами и с тьюторами. Стал сам читать дополнительные материалы дома!

«Он спустился в подземное царство. Его там на лодке перевезли через это … через озеро, только как этого человека звать, я не помню. Харитон, по-моему».

Харитон – это потому что Антон Харитонов. С которым Саша не общается, но который, как мы узнали, занимает место в его жизни.

– Яблоки Гесперид. Ты помнишь, с чего все началось?
– Что ему надо было идти опять на край света туда, где земля с небом сходятся.
– Почему Геракл сам не мог сходить за яблоками?
– Потому что, наверное, дорога была невидимая какая-то.

Нам не всегда удается быстро найти то, что раскроет наших студентов, поможет им начать общаться с другими людьми, принимать активное участие в жизни Центра и в окружающей большой жизни, что заинтересует их и и поможет развить творческий потенциал, коммуникативные и социальные навыки. Благодаря вашей поддержке – мы вместе с ребятами нащупываем их невидимую, непростую дорогу и идем по ней. Саша – большими шагами, размахивая руками, не прекращая разговаривать – либо с тем, кто рядом, либо с другом Димкой, который всегда – его невидимый собеседник.

Если вы хотите помочь Центру и проекту «дружелюбная среда» работать дальше, то в шапке нашей страницы вы найдете для этого кнопку «Пожертвуйте сейчас». На проект “тренировочная квартира” мы собираем средства на платформе «Такие дела» – там есть история про Сашу и его маму.

Спасибо вам за поддержку!