Саша и его невидимая дорога: продолжение

Этот #субботнийлонгрид — продолжение истории, которую мы рассказывали почти два года назад. С тех пор измениться успело многое: Саша, главный герой, перешел с нашей первой площадки в Центр подготовки к трудоустройству, прошел две смены в тренировочной квартире, а сейчас живет в квартире постоянного сопровождаемого проживания. Но обо всем по порядку.


Столяр
Сначала Саша стал заниматься в швейной мастерской – как и в первом Центре. Но заинтересовался столярной – на нашей первой площадке такой нет. Саша сам договорился с мастером, что будет заниматься там раз в неделю, а к весне перешел туда насовсем. Поначалу осваивал лобзик и ручную ножовку, выбрав для изделий военную тематику: мечи, сабли, ятаганы, собирательно – «ножички». Свои работы Саша с гордостью всем показывал, при этом входя в роль. Например, встретив в коридоре тьютора Никиту, обратился к нему: «Ну что, холоп? Смотрю, никак ты не уймешься». На «ножичках» Саша отработал первые навыки обращения с инструментом, и дальше он стал работать уже над изделиями, которые выпускает мастерская – подносами, ящиками и так далее. А новый меч или саблю он делает уже в награду, ес

Пока у Саши лучше всего получается шлифовать, сейчас – разделочные доски из кулинарной мастерской, которые от длительного употребления успели потемнеть и запачкаться.
Саша много говорит вслух, это не общение с миром, а вышедший наружу внутренний монолог, если его переспрашивают – отвечает: «Сам с собой». В мастерской это отвлекает от работы и его самого, и других студентов. Какое-то время работала договоренность, что за день в тишине вечером Саша имеет право вырезать «ножик», но потом эта система перестала действовать, и он написал для себя правило «Не бубнить» и повесил в мастерской на стену. Если не выдерживает, сам делает себе замечание: «Не бубни! – и объясняет мастеру – У меня словарный понос».


Саша очень любит рисовать и делает это в любую свободную минуту, и несвободную тоже: в шкафчике в туалете недавно были обнаружены бумага и карандаш. Саша отпрашивается с занятия, закрывается в туалете и рисует в свое удовольствие. Его основные сюжеты – ножики, рыбы и растения. Иногда он увлекается и покрывает рисунками не только бумагу, но и обрезки дерева в мастерской. А случается, что мастер достает для работы новую доску, а на ней уже есть карандашный эскиз нового ножика.

Квартира
Саша прошел две смены в тренировочной квартире, летом с компанией студентов и тьюторов ездил в Анапу в гости к семье другого студента, Ильи, а сейчас живет в квартире постоянного сопровождаемого проживания.

Он хорошо справляется с домашними делами по пошаговым последовательностям – помощь тьютора иногда нужна в том, чтобы не сбиваться и идти по пунктам. Саша отдельно учится пользоваться деньгами: различать купюры и отсчитывать нужные суммы: если нужно заплатить 500 рублей – это не проблема, а если 600 – нужно придумать, какой комбинацией купюр их составить. 40 рублей на маршрутку он уже отсчитывает запросто, а с более крупными суммами еще есть сложности.


С домашними делами все не всегда так же гладко. За что-то Саша берется с удовольствием: гладить, разбирать свой шкаф, готовить завтрак по пятницам. Но другие дела иногда вызывают протест, и тогда тьютор проговаривает с ним, что работа по дому – это не повинность, а необходимое условие жизни вместе, и если Саша, например, не приготовит ужин, то все останутся голодными.

С делами, где Саша чувствует себя нужным, проблем тоже нет. Например, когда Аня, Илья и Маша учились ездить в Центр сами, без тьютора, их сопровождающим был Саша. Обычно он идет быстрее всех, убегает вперед, а тут придерживался общего темпа, чтобы все были вместе, в метро у турникетов следил, чтобы все приложили свои карточки, а потом уже проходил сам.

Саше важно иметь возможность побыть одному. Иногда посмотреть фильм в одиночестве или одному сходить погулять.

А на этих новогодних каникулах Саша впервые надолго остался один у себя дома. Квартира тоже была на каникулах, мама уехала, и Саша был за главного. Чтобы проверять, все ли в порядке, к нему несколько раз заходили тьютор Саша и мастер Юля. Саша радушно принимал гостей, демонстрировал коллекцию деревянных «ножичков», а гости убеждались, что в холодильнике есть свежая еда, посуда вымыта, а дома чисто.

При растущей самостоятельности в быту Саша пока недостаточно самостоятелен в работе: он постепенно осваивает инструменты, но без постоянного сопровождения работать пока не может: в деле нужна точность до миллиметра. Нужно строго следовать последовательности операций, на что сейчас у Саши не хватает концентрации, и работа выходит только в тандеме с волонтером Ирой. Формат защищенной мастерской на сегодняшний день подходит ему лучше всего: он в своем темпе осваивает ремесло, развивает мотивацию, учится дисциплине на рабочем месте.

Цель работы Центра в том, чтобы Саша и другие наши студенты жили полной жизнью – работали и были максимально самостоятельны. Поддержать нас можно здесь: http://outfundspb.ru/wp/donate