НАШИ НОВОСТИ


Набор в группу подготовки к трудоустройству

Мы начинаем набор в группу подготовки к трудоустройству!

Работать важно каждому, но людям с аутизмом нужно специально учиться и тому, как искать работу, проходить собеседование, и тому, как выстраивать отношения с коллегами.

Если вы человек с аутизмом – это для вас, если вы знаете кого-то, кому это может быть интересно, пожалуйста, передайте ему информацию.

Сроки работы первой группы: январь 2018 – март 2018.
Занятия будут проходить 2 раза в неделю, в дневное время. Продолжительность одного занятия – 1 час.
Курс рассчитан на 25 занятий.

По итогам пройденного курса вы узнаете:

– как искать работу
– какие этапы трудоустройства существуют
– как проходить собеседование
– правила заключения трудового договора
– как правильно взаимодействовать с работодателем и коллегами

Состав группы – 10 человек.

Занятия будут проходить в центре “Антон тут рядом” по адресу: Татарский переулок, д. 4.

Участие бесплатное.

Запись по телефону:

4056502

89112077727

 

Отчет за август

Скачать (PDF, 2.36MB)

 

Ане 25 лет, и она с нами уже год. Сейчас она так самостоятельна и открыта, что трудно поверить, что первые пару недель в Центре ей был нужен сопровождающий – не для помощи в мастерской, а для того, чтобы было с кем поговорить на перерыве. Сама Аня очень стеснялась, и ей нужен был близкий человек рядом, который будет болтать с ней сам и обращать ее внимание на других: «Смотри, с тобой Саша поздоровался!»
Но это начальное стеснение прошло очень быстро, и Ане уже давно не нужно постоянное сопровождение. Она сама болтает и с мастерами, и с тьюторами, и с другими студентами. С удовольствием рассказывает о себе – что любит делать, чем занималась на выходных, и с искренним интересом сама расспрашивает собеседника. Иногда эта открытость уже может граничить с навязчивостью, поэтому мы проговариваем с Аней личные границы – что люди могут быть заняты и не готовы поговорить, поэтому лучше спрашивать, есть ли у человека сейчас время на разговор.
Аня по-женски очень следит за собой: всегда красиво одета и причесана. Даже фартук в гончарную мастерскую приносит свой – не в глине, как наши, а чистый и аккуратный. Охотно делает комплименты другим и сама радуется, когда кто-нибудь обращает внимание, например, на ее сумочку. В гончарной мастерской ей иногда даже трудно было сосредоточиться на работе – глядя вниз, на глину, засматривалась на свои накрашенные ногти. Так что сейчас Аня чаще занимается в графической мастерской: ей очень нравится рисовать. Отдает предпочтение женским образам – феям, принцессам – с автопортретными чертами. Часто сомневается в своем выборе цвета или техники, но когда мастер говорит, что все отлично, перестает тревожиться. Но в первую очередь мастерская интересна ей как возможность общения с мастерами и другими студентами.
Этим летом Аня впервые поехала с нами в лагерь – театральную резиденцию на базе Союза театральных деятелей, прошедшую при поддержке фонда «Альма матер». До этого она не участвовала в театральном проекте, но в лагере оказались свободные места, и к студентам, занятым в «Языке птиц», присоединились новые ребята. Среди них – Аня.
Ей очень хотелось общаться и дружить, но поначалу, как и в Центре, она очень стеснялась, тем более что это была ее первая поездка без мамы. Снова помогал тьютор – Аня строила коммуникацию через него: а как зовут вот того человека? Можешь нас познакомить? Но очень быстро необходимость в этом отпала. Так же было и с этюдами: поначалу она робела, но очень быстро преодолела робость и вызывалась участвовать едва ли не во всех этюдах: можно с тобой? Можно помочь?
Большой частью подготовки спектакля были разговоры, обсуждения, и в них Аня тоже очень активно участвовала. Например, когда речь зашла о том, какие бывают женщины, предложила такую классификацию: «Есть женщины для дружбы, женщины для спорта и женщины для проведения времени в темноте».
В лагере мы узнали, что Аня красиво и уверенно танцует, отлично поет и здорово играет на трещотке. Наш музыкальный руководитель Алексей Плюснин был так впечатлен ее игрой, что пригласил Аню в Оркестр «Антон тут рядом». С этого учебного года она начнет ходить на репетиции.
В лагере готовился новый спектакль студии «Квартира. Разговоры» по книге Леонида Липавского – разговорам Хармса, Введенского, Олейникова и Заболоцкого. Репетиции возобновятся в октябре, а премьера состоится 16 и 17 декабря в рамках Первого фестиваля горизонтального театра, который также пройдет при поддержке фонда «Альма матер»..

Мы работаем для того, чтобы наши студенты открывались, раскрепощались, находили друзей и открывали для себя новые интересные занятия. Поддержать Центр можно здесь.

отчет за июль

Скачать (PDF, 1.05MB)

Новый интерьер в Центре

Нашему Центру подготовки к трудоустройству меньше года, и мы очень стараемся, чтобы он стал таким же обжитым и уютным, как первая площадка. Мы покрасили стены и стойку ресепшен, поставили новые стеллажи со своей керамикой, развесили фотографии и зеркала из декораторской мастерской… А еще очень нужен был новый диван в холл, где студенты отдыхают во время перерыва. Мы нашли подходящую модель онлайн и написали в интернет-магазин дизайнерской мебели и аксессуаров для дома Furnish, и они сразу согласились подарить нам диван. Он уже на месте и украшен нашими подушками. Спасибо, Furnish!

отчет за июнь

Скачать (PDF, 2.97MB)

«Какие у тебя волосы? Как овсянка или как гречка?» С такого вопроса Никита часто начинает знакомство с представительницами женского пола. С девушками он очень галантен и обходителен. Умеет разговаривать и делать самые нетривиальные комплименты: «Ты похожа на Бразилию», «У тебя настроение – как питерская погода». У Никиты есть донжуанский список, в который он вносит всех новых знакомых женского пола: имя, дата рождения, цвет глаз, цвет волос. По мотивам одного из таких описаний анимационная студия «Да», в которой он занимается в проекте «Пространство радости», даже сделала мультик. Закадровый текст читает сам Никита: https://vimeo.com/191132951
Но с мужчинами Никите тоже интересно: у него много «мужских» интересов – футбол, машины, гонки – так что он с легкостью может поговорить, например, о программе Top Gear.

Сейчас Никите 20. Когда он родился, родители сразу почувствовали, что что-то не так: он вел себя совсем не так, как старший брат – не плакал, ни на что не смотрел. Но невролог в поликлинике успокоил: все прекрасно, волноваться не о чем. Диагноз мама поставила сама. Заговорил он в пять, хотя уже знал и буквы, и цифры. Начались занятия в фонде «Отцы и дети», а в восемь Никита пошел в школу – обычную, государственную. Потом было еще три школы, уже частных. Было всякое, в итоге закончить 11 классов получилось. Потом – колледж, где Никита получает специальность мастера по обработке цифровой информации. Брать Никиту без тьютора сначала не хотели, и первое время с ним занимался сопровождающий – не от колледжа, его оплачивала семья.
После года учебы Никита месяц проходил практику у нас в Центре подготовки к трудоустройству, в компьютерном классе. У нас сопровождение на занятиях – неотъемлемая часть программы. До этого Никита бывал в Центре только на спортивных факультативах – футболе и туризме, а прошлым летом ездил с нами в палаточный лагерь на Ладогу (и в этом году поедет тоже).
Очень многим социальным, коммуникативным, бытовым навыкам Никита учился с тьютором – тоже Никитой, который сейчас работает в Центре, а до этого занимался с Никитой индивидуально. Что делать, когда волнуешься. Как разговаривать с человеком, чтобы тебя услышали: смотреть в глаза, а не говорить в спину, говорить громко. У Никиты абсолютный музыкальный слух и очень конкретные вкусы: он, например, не зайдет в кафе, если ему не нравится музыка, которая там играет. А вот просить в маршрутке, чтобы радио, где играет не та музыка, выключили или переключили на другую станцию, он вместе с тьютором научился. Для Никиты очень важно расписание, и пунктуальности он требует не только от других, но и от себя. Он всего один раз опоздал в Центр, прибежал запыхавшийся и с порога объявил: «Я готов работать без перерыва!» Чтобы помочь Никите научиться спокойнее принимать изменения в заведенном порядке вещей, тьютор специально вносил в его расписание небольшие изменения.

У родителей Никиты была возможность дать ему образование в частных школах, отправлять на множество развивающих занятий, были деньги на постоянного тьютора, и его успехи – огромная победа семьи. Но даже в частных школах к его особенностям не всегда относились с пониманием, с поступлением в колледж были сложности, как и с прохождением практики – нигде, кроме Центра, принимать Никиту не захотели. Учиться осталось полгода – что будет потом? Мы будем помогать Никите искать новую занятость – работу или волонтерство. Сейчас мы работаем точечно, и случаев успешного трудоустройства у нас пока не так много, но прецеденты есть: наши студенты занимаются обработкой фотографий, пополняют базы данных.

К принятию человека с особенностями должна быть готова и инфраструктура, и общество в целом. Наша задача – проводить эту подготовку, чтобы и другие ребята могли пройти путь от школы до трудоустройства, чтобы работодатели не боялись брать на работу людей с особенностями. Если вы хотите поддержать нашу работу, это можно сделать здесь.

Маша

Маше 17, и в Центр она ходит с февраля. Не заметить ее трудно: очень хорошенькая, внимательный взгляд из-под длинных ресниц, всегда красиво одета.
В первое время у нас – эту фразу мы повторяем почти во всех рассказах о ребятах – она очень стеснялась, не смотрела в глаза и почти не разговаривала. Мы знали, что Маша вполне самостоятельна, поэтому сначала она работала в мастерской сама, без сопровождения. Но со временем мы поняли, что человек рядом ей необходим: нужно внимание, нужно, чтобы кто-то подсказывал и помогал. Оказавшись одна в новом месте, она всего боялась, даже рисовать в мастерской, и могла, например, закрасить весь лист черным. Ей стал помогать волонтер – молодой человек, но с ним она стала стесняться еще больше. Его сменила девушка, и дело пошло на лад.
Маше очень важны похвала и одобрение, она сразу начала спрашивать у мастера про свою работу: хорошо получилось? Красиво?
Хотя Маше сложно удерживать внимание на последовательности действий в мастерской и иногда она сбивается, она настаивает на том, чтобы работать самостоятельно. Если помощь покажется ей слишком навязчивой, показывает, что при внешней трепетности характер у нее твердый: протестует, резко отодвигается, заслоняется – сама!
На групповых занятиях, которые направлены на развитие коммуникативных навыков, она в первое время тоже была зажата. Включалась в процесс, следила за тем, что говорят другие, но когда вопрос задавали ей, съеживалась и мотала головой. Конечно, мысль можно передать и так, но мы знали, что Маша отлично может использовать устную речь, поэтому настаивали: скажи «Не хочу». И давали время подумать. Не торопить, давать время на ответ – это одна из восьми стратегий поддержки человека с аутизмом. Через некоторое время Маша перестала отказываться и сейчас участвует в занятии вместе со всеми и без труда выполняет задания.
Маше очень интересно то, что происходит вокруг. И сейчас, привыкнув к Центру, она не стесняется подойти к человеку первой. Ей еще нужно помогать привлекать внимание социально приемлемым способом – например, заговорить, а не потрогать. Ответному вниманию она очень радуется, и оно само становится поводом для общения с другими: «Мне Денис дал пять!»

Мы работаем для того, чтобы у Маши и других наших студентов – их в обоих Центрах сейчас больше ста – были друзья и интересные занятия, место, где их принимают, была возможность развиваться.

Отчет за май

Скачать (PDF, 2.02MB)

«Музыка – это когда играешь для других»

Ксюша пришла в Центр в 25 лет, закончив колледж. Специальность «швея» получена, но практика на фабрике показала, что работать с необходимой скоростью Ксюша не может – не справляется с выработкой. Что делать дальше – непонятно. Полгода она просидела дома, а потом родители привели Ксюшу в Центр. Вторая площадка, Центр подготовки к трудоустройству, тогда еще не открылась, а на первой ей было бы слишком просто, и первое время она ходила только на музыкальные занятия – оттуда и фраза, вынесенная в заголовок.

Потом появился второй Центр, а в нем – швейная мастерская. С ремеслом трудностей не было: Ксюша хорошо знала все технологии, хотя практики ей недоставало, она единственная из всех студентов самостоятельно шила на машинке, отлично вышивала. Но были трудности с общением: Ксюша пришла тихая, с опущенной головой, глаза в пол. Никогда не заговаривала первой, а на вопросы отвечала еле слышным шепотом. Даже если ей нужно было что-то сказать: спросить, какое задание следующее, узнать, где лежит нужный инструмент, – преодолеть стеснение и задать вопрос было слишком трудно, и Ксюша просто молчала, пока мастер не спрашивал ее сам, нужна ли ей помощь.

Были сложности с групповыми занятиями: Ксюше в первое время было настолько некомфортно говорить вслух в большой компании, выдерживать взгляды многих людей, что она вовсю использовала выдумку и фантазию, чтобы найти способ отлынивать от занятий. Методы были самые разные, причем усложнявшиеся от раза к разу: сначала – просто спрятаться в туалете, потом – сказать, что болит живот, давление высокое, что сегодня ее раньше забирает папа (для достоверности Ксюша одевалась и выходила на улицу). Когда эти способы не подействовали, перешла к более изощренным: Ксюша стала жаловаться на высокую температуру. Намерила 37 градусов, но папа по телефону сказал, что это не повод ехать домой. В следующий раз градусник показал уже больше, но небольшое расследование показало, что это температура воды из-под крана, и на занятие все-таки пришлось идти. Тьютор Даша не раз обсуждала с ней историю про мальчика и волков, говорила, что если что-то действительно произойдет, то Ксюше уже никто не поверит, но все это не имело никакого эффекта. Уличенная, Ксюша даже не стеснялась, а только улыбалась и молчала, а до разоблачения, рассказывая о давлении и температуре, даже забывала о стеснении и говорила громко, а не шепотом.

Но со временем необходимость в уловках и лукавстве исчезла: освоившись на новом месте, привыкнув к новым людям, Ксюша стала более смелой и раскованной. Изменилась даже осанка: Ксюша меньше сутулится и смотрит в пол, больше улыбается и с интересом наблюдает за другими. Инициативу в общении все еще проявляет редко, но уже может переспросить, если что-то непонятно, первой поздороваться, спросить незнакомого человека, как его зовут. Это результат действия терапевтической среды, на котором основана работа Центра подготовки к трудоустройству. Его студентам не нужно сопровождение, а основной акцент делается на трудовых навыках – в мастерских – и на конкретных социальных навыках – на групповых занятиях, но сама дружелюбная атмосфера и партнерские отношения между студентами и сотрудниками оказывают необходимое действие. Проводить время с другими для Ксюши теперь не стресс, а наоборот – желанная цель. Она очень ценит экскурсии в Эрмитаж, тренировочные выходы в кафе: ей нравится и быть с ребятами, и проявлять самостоятельность, самой делать заказ и расплачиваться, она оживляется и включается в общий процесс. Желание поучаствовать побеждает скромность: однажды была не Ксюшина очередь идти в кафе, но она смогла договориться с тьютором, чтобы ее взяли. «А у тебя есть с собой деньги?» – «Нет. Дадите мне в долг? Я завтра отдам!»

Ксюше идеально подходит именно формат защищенных мастерских. Так она может работать в комфортном для себя ритме, прислушиваясь к советам мастера, в обществе уже хорошо знакомых людей, с которыми ей интересно.

Мы работаем для того, чтобы у наших студентов была возможность реализовывать свой потенциал, раскрываться, быть вместе с другими.

Если вы хотите поддержать Центр, это можно сделать здесь.