НАШИ НОВОСТИ


Рома, как он слушает и как говорит

Рома не говорит, но внимательно слушает чужую речь, особенно эмоциональную, отвечает вокализацией, легким прикосновением или улыбкой.

Программа для подростков и лагерь
Сейчас Роме 18. Он начал ходить к нам на занятия для подростков в прошлом году, на музыку, анимацию, графику, а летом впервые поехал в наш лагерь. Там у него сложился по-настоящему близкий контакт с сопровождающим, волонтером Настей. Настя сопровождала Рому и раньше, но тогда у них не всегда получалось понимать друг друга. В лагере это стало получаться, они научились находить общий язык, договариваться. Волнуясь, Рома стал брать Настю за руку, однажды жестом попросил ее говорить тише – раньше так прямо выразить просьбу у него не получалось.
До лагеря, в Центре Рома чаще всего был погружен в себя и не интересовался другими ребятами, а в новой среде начал проявлять к ним интерес и по-своему, взглядами и жестами, с ними общаться.

Роме тяжело долго находиться в группе, но одной из целей лагеря было как раз учить ребят проводить время вместе. Конечно, не заставляя: одна из стратегий поддержки людей с аутизмом – это частичное участие. Это значит, что не нужно требовать от всех полной включенности в занятие, а нужно поощрять участие на любом уровне. Так, на общем занятии в круге Рома не стоял вместе со всеми, но сидел рядом на фитболе – то есть был вместе со всеми, но в комфортных для себя условиях. Такое участие тоже очень важно и ценно.
Лагерь стал для Ромы огромным шагом вперед – и по общению, и по самостоятельности. В лагере Рома начал использовать индивидуальное расписание и таймер.

Студент
В этом году Рома закончил школу и с сентября стал студентом Центра, так что результаты лагеря закрепляются. Он занимается в подготовительной группе – ходит к нам два раза в неделю, не на полный рабочий день – сразу включиться в общие занятия ему пока сложно. Хотя Центр уже хорошо ему знаком, понадобилось время, чтобы привыкнуть к новым условиям: первое время внимание Ромы больше было обращено на сопровождающего, Настю, а окружающие громкие разговоры и шум его пугали. Но адаптироваться получилось быстро, и сейчас он с интересом следит за другими ребятами и даже сам привлекает их внимание – заглядывает в глаза, улыбается.
Рома работает в графической и гончарной мастерских. Поначалу – с поддержкой сопровождающего, рука в руке, и если сопровождающий убирал руку, Рома останавливался. Сейчас он уже сам раскатывает глиняный пласт, лепит чашки и тарелки, и помощи ему нужно гораздо меньше. В графической мастерской он тоже становится самостоятельнее: начинает рисовать параллельно с волонтером, а не рука в руке. Подолгу концентрироваться Роме сложно, поэтому он использует таймер: 15 минут занятия, потом 5 минут перерыва. Но ему интересно довести дело до конца, и это сильнейшая мотивация – на этой неделе он впервые провел в мастерской все занятие, без перерыва. Не менее важная мотивация – похвала за самостоятельность. Отдельное удовольствие от работы в графической мастерской – это мытье кисточек. Рома очень любит воду, а когда с кистей смывается краска, в воде получаются цветные разводы, он радуется, рассматривая их вместе с волонтером, и к тому же тренирует таким образом совместное внимание.
Еще Рома ходит на музыку – эти занятия ему хорошо знакомы и по подростковой группе, и по лагерю. Сейчас он гораздо активнее включается в процесс – сам выбирает инструмент, на котором хочет играть, включается в общую игру, но избирательно: чаще он не играет, когда слишком громко, внимательно слушает музыку и следит за игрой других.

У Ромы все лучше получается передавать свое настроение и желания – глазами, мимикой, движениями, интонациями. Он учится активнее выражать свое мнение, отказываться: может отвести рукой нежелаемый предмет или отрицательно помотать головой и делает это он все чаще и чаще, и все больше людей учатся его понимать.

Миссия Центра – построить маршрут для людей с аутизмом на протяжении всей жизни, чтобы не получалось так, чтобы после школы человеку некуда было пойти. Пример Ромы показывает готовый участок этого маршрута: он ходил на занятия для подростков, а сейчас перешел в Центр на программу для взрослых, в знакомое место со знакомыми сотрудниками, и переход прошел плавно и легко. Но весь маршрут – долгий, и для того, чтобы поддерживать текущие программы и запускать новые, нам нужна ваша помощь. Поддержать работу Центра можно здесь.

Отчет за октябрь

Скачать (PDF, 1.56MB)

Георгий и мультиумения

Сегодняшняя история – продолжение той, которую мы рассказывали больше полутора лет назад. Для Георгия с тех пор многое изменилось, поэтому пришло время второй серии.
Георгий был давно нацелен на трудоустройство: работал на производстве в паяльном цеху, был курьером в фирме и стажировался как курьер в Центре – соединял Центр и нашу бухгалтерию, которая располагается на «Ленфильме», в редакции журнала «Сеанс». Вместе с тьютором искал подходящие вакансии, звонил работодателям. Но надолго задержаться на работе не получалось – с производства его уволили, когда наставник ушел в отпуск, и возникли конфликты с коллегами, найти новое место не получалось.
Год назад у Центра открылась вторая площадка, Центр подготовки к трудоустройству, как раз для таких студентов, как Георгий: тех, кто готов или почти готов к работе вне Центра, но для этого сначала нужно подтренировать и рабочие навыки, и навыки общения и поведения на рабочем месте.
В новом Центре Георгий стал заниматься в столярной мастерской – опыт работы с инструментом был, энтузиазм тоже. На первом же занятии придумал сделать модель вертолета. Новые знания он усваивает быстро, анализирует, сам придумывает, как можно усовершенствовать процесс – например, разработал систему упоров и зажимов для закрепления изделия. Не все идеи удачны – например, пилить сразу несколько деталей одновременно, но важна инициатива, а удачность идей можно проверить на практике.
Про себя он как-то сказал: «Я вообще мультиумелец!» Это действительно так. Он еще и мастер неологизмов и вообще точного слова, особенно в том, что касается его фантастического мира – магически-индустриально-политического: «Все состоит из магии и кирпичей», «Предлагаю на костях антоновской системы организовать золотую волшебную орду!» Волшебство сочетается и со столярным делом: к Новому году сделал в мастерской партию волшебных палочек, которые пользовались большим спросом среди сотрудников Центра. Вернувшись в Центр после новогодних каникул, сказал: «Прошли черные времена, наступили светлые будни».
Георгий почти всегда в наушниках – слушает музыку. Но не только слушает, но и создает: он сочиняет альтернативный текст к своим любимым трекам , подыгрывая себе на губной гармошке. Вот здесь его посвящение Любе Аркус на ее день рождения.

С октября Егор работает не только в Центре, но и в «ПромТехКомпозите» – на производстве деревянных сувениров в форме петербургских достопримечательностей. Пока это волонтерство, с перспективой дальнейшего трудоустройства. Детали нарезаются на лазерном станке, и их нужно склеивать вручную. Это у Георгия получается отлично, со вторым действием, покрытием изделия пластиком, еще есть сложности. Но сами новый опыт и статус для него очень ценны: на работе он гораздо усидчивее, чем в мастерской, О работе на производстве он много говорит и в Центре, прислушивается к словам сотрудников, которые проговаривают, что на работе есть свои правила – не разговаривать на посторонние темы, слушать наставников.

Если в первом Центре у Георгия было всего несколько значимых людей, а остальных он просто не замечал, то сейчас круг его общения значительно расширился. Первым он все равно заговаривает только с уже знакомыми людьми, но принимает новых людей и привыкает к ним гораздо быстрее и проще, чем раньше. Он участвует в групповых занятиях, обедает вместе со всеми, а не отдельно – в первом Центре такое почти не случалось.

У Георгия остаются проблемы с самоконтролем: он легко возбуждается, может повысить голос, случаются конфликты с другими студентами. Потом просит прощения: «Никакого суверенитета – только послушание!»
Сейчас перед началом мастерской тьютор проводит с ним индивидуальное занятие – какие бывают эмоции, что можно делать, если ты злишься. Эти занятия помогают Георгию спокойно приступить к работе в мастерской.

Еще одна фраза Георгия: «Навязывают понятия волшебного мира!» Он сам оказывается проводником в этот мир для нас и одновременно учится понятиям, языку нашего мира, обычного, где есть график работы, правила, совершенно разные люди. Георгий по-прежнему ощущает себя учеником Хогвартса, но теперь к его мироощущению добавились новые грани и оттенки, оно стало полнее, и Георгий становится все увереннее в себе от того, что видит: так же здорово, как плащ волшебника (с ним он на первых порах не расставался), волшебные палочки и магия, могут срабатывать другие, обыденные вещи, которым можно научиться.

Цель работы Центра – в том, чтобы все наши студенты адаптировались к жизни в обществе, а общество научилось их принимать. Чтобы продолжать развиваться, нам нужна ваша поддержка. Помочь можно здесь.

Никита и его взрослая жизнь

Никита – герой одного из первых наших лонгридов, который был написан больше полутора лет назад. За это время произошло так много, что мы решили написать вторую серию. Первую можно прочитать здесь.

Тогда Никита только начал ходить в Центр и жить в Тренировочной квартире. Уже тогда он говорил, что хочет работать и быть самостоятельным. Сейчас мы понимаем, что первый Центр был для него промежуточным этапом: у Никиты быстро улучшились навыки общения, он многому научился в мастерских, но мотивация на работу быстро закончилась, это выливалось в протестное поведение. Все изменилось, когда у Центра появилась вторая площадка, Центр подготовки к трудоустройству. Никита перешел в новый центр одним из первых, сам выбрал мастерскую, в которой хочет заниматься, – компьютерный класс. Хотя он много сидел в соцсетях, в основных офисных программах работать не умел – не было необходимости. На занятиях в Центре он научился пользоваться Word и Excel, графическими редакторами Photoshop и CorelDraw, но предпочтение отдавал именно текстовым редакторам.

Весной появилась практика вне Центра: вместе с Ильей Никита ходил в адвокатское бюро – искал ключевые слова в текстах. Первые несколько месяцев на рабочем месте его сопровождал волонтер, но с работой он отлично справлялся и сам, какое-то время понадобилось только на то, чтобы начать ориентироваться в большом бизнес-центре, где находится бюро. В какой-то момент Никита сам сказал, что сопровождение ему больше не нужно. Сейчас Никита уже не практикант, а постоянный сотрудник – он влился в коллектив, пробует новые задачи.
Потом нашлась и вторая работа – как и первая, не на полную занятость, а на несколько дней в неделю. В турфирме «Ампарус Тур» Никита и работает на компьютере – формирует базы контактов, упорядочивает архивные документы, и помогает с другими задачами – например, раскладывает по конвертам рекламу.

Новый статус очень изменил Никиту. Дело не только в том, что теперь он зарабатывает деньги, но и в самоощущении: раньше он болезненно относился к тому, что отличается от других людей, а сейчаc чувствует, что он – полноправный член общества, он работает. Конечно, важна и возможность зарабатывать – не просить у мамы деньги на новые колонки, чтобы слушать любимую музыку, а купить их самому. И даже подарить маме новый телефон, а на день рождения – букет красных роз. И помогать с домашними делами: когда дома сломался холодильник, за его ремонт заплатил Никита.

Никита становится самостоятельнее во всем. Недавно ему исполнилось 20, нужно было менять паспорт. Вместе с ним в МФЦ для подстраховки ходил волонтер, но с сотрудниками центра он общался сам. А когда ему понадобилось сходить к врачу, он впервые и записался, и сходил на прием уже полностью сам, без поддержки.

Сейчас Никита продолжает работать на двух работах, с осени участвует в нашем совместном с Небольшим драматическим театром театральном проекте. Сниматься в кино, в боевиках – его давняя мечта. Он сам говорит, что для этого нужно быть в хорошей форме, и собирается записаться в спортзал. Сейчас это увлечение, дополнение к основной работе.
В Центр Никита ходит на групповые занятия для выпускников и факультатив в компьютерном классе – изучает 1С. Подходит к делу очень ответственно и не пропустил ни одного занятия.

Никита недавно сказал: «Я люблю заниматься взрослой жизнью», – мы эту фразу немедленно растиражировали, потому что она очень показательна. Сегодня общество почти ничего не требует и не ожидает от людей с особенностями, и хотя многие из них способны работать и быть самостоятельными, они проводят всю жизнь под опекой семьи и государства. История Никиты показывает, как новая ответственность и статус могут преобразить человека.
Если вы хотите поддержать работу Центра, это можно сделать здесь.

Отчет за сентябрь

Скачать (PDF, 1.19MB)

Игорь, Нина, белый медведь и все остальные

Игорь никогда не ходил в школу. После первого года в садике, где он не общался с другими детьми, всегда сидел отдельно, маме дали понять, что на следующий год возвращаться не стоит. Дальше были разные центры, иногда с перерывами – по три, четыре года. А несколько лет назад мама Игоря посмотрела фильм «Антон тут рядом» и «увидела, что взрослые ребята с особенностями тоже кому-то нужны». Долго готовилась и решилась – сдала квартиру в Москве и переехала в Петербург, чтобы Игорь ходил в Центр.

Из Москвы в Петербург
Игорь в Центре почти ровно год. В самом начале участвовать в занятиях получалось только при направленном на него внимании: танцевать, если кто-то вовлекает его в танец, показывает движения, рисовать, повторяя рисунки сопровождающего. Иначе интерес к происходящему быстро пропадал.

Игорь занимается в гончарной мастерской: сначала ему просто нравилось резать глину, постепенно он научился раскатывать глиняный пласт, а сейчас уже лепит тарелки, украшает штампами. Если раньше долго концентрироваться на работе ему было очень трудно, он много отвлекался, выходил из мастерской, то сейчас стал гораздо сосредоточеннее, а перерывы делает реже. Помогает таймер: Игорь договаривается с волонтером, когда можно будет прерваться, и спокойно работает, пока не раздастся сигнал таймера.

Игорь мало говорит, в основном – отдельными словосочетаниями, хотя с удовольствием поет песни. Вот такой диалог долго повторялся у него с волонтером: «Игорь, привет!» – «Привет». – «Как дела?» – «Земсков». Только через несколько месяцев Игорь наконец ответил на второй вопрос: «Грустно».

Большая разница
Одна из стратегий поддержки людей с аутизмом – рутины, одинаковые последовательности действий. Непредсказуемость окружающего мира – постоянный источник тревоги для людей с аутизмом, а рутины дают ощущение стабильности, это то, на что всегда можно рассчитывать. Для Игоря такие рутины – поперебрасываться с волонтером мячом или подушкой, когда он приходит в Центр и перед уходом домой.

Весной у нас вместе с ПАО «Газпром нефть» запустился проект «Передышка». Сотрудники «Газпром нефти» прошли наши тренинги по работе с людьми с аутизмом и помогают семьям ребят со сложными поведенческими особенностями, чтобы дать родителям время на себя – приходят в гости, гуляют, занимаются. Игорь стал одним из первых участников «Передышки». На первых занятиях еще присутствовала мама, но потом, когда контакт установился, Игорь с волонтером начали заниматься вдвоем: гуляли в Удельном парке, ходили в зоопарк, где на Игоря произвел большое впечатление белый медведь. Дома Игорь, повторяя слова волонтера, говорил маме, что «очень хорошо погуляли, и Игорь – молодец», а уже потом – «Скучаю по Нина».

Со стороны может показаться, что разница совсем небольшая – проводить в Центре час или два, делать перерыв в занятии каждые 10 или 20 минут, но для Игоря это очень значительные результаты, которые важно ценить.
Центр работает для того, чтобы у Игоря и других наших студентов была возможность делать эти шаги, были люди рядом, которые помогают и поддерживают.
Поддержать нашу работу можно здесь.

Каталог

Скачать (PDF, 2.02MB)

Как обезопасить человека с РАС: инструкция

И дети, и взрослые с аутизмом нередко теряются. Это может случиться и в городе, и за городом – человек занервничает, пойдет не в ту сторону, потеряет сопровождающего из виду.

Как обезопасить человека на случай, если он потеряется:

1. Скачайте, заполните и заламинируйте паспорт (pdf, doc) – документ с основной информацией о человеке и его особенностях. Пусть он всегда носит его с собой.

2. Пусть человек носит браслет с гравировкой – имя и ваш контактный телефон. Купить его можно, например, здесь.

3. Пусть он носит брелок-трекер – устройство, передающее информацию о местонахождении. Купить его можно, например, здесь.

4. Пусть у него на верхней одежде будет нашивка с именем и вашим контактным телефоном. Заказать ее можно, например, здесь.

5. Сохраните в телефоне номер горячей линии поискового отряда «Лиза Алерт», чтобы оперативно подать заявку при необходимости: 8 800 700 54 52.

Илья, что он читает, что пишет и о чем хочет сказать

Илья – серьезный молодой человек, выпускник юрфака Политеха. Любит читать, здорово рисует. Но поговорить с ним об этом трудно: любой разговор – это огромный стресс. Он уходит от общения и боится его.

После вуза он не смог пойти работать и несколько лет сидел дома. А прошлой осенью стал ходить к нам в Центр подготовки к трудоустройству, в компьютерный класс. Общаться не получалось – он был замкнут и скован, не заговаривал первым, но на вопросы отвечал. Заговорить на групповых занятиях тоже было трудно – общее внимание смущало его еще больше. Зато к занятиям в компьютерном классе он проявил интерес – работал старательно и аккуратно. Разговор с мастером требовал больших усилий, но со временем он стал сам просить помочь, если было нужно, через несколько месяцев занятий даже начал обращаться к мастеру по имени, смотреть в глаза, держаться свободнее. Когда болел, брал задания на дом и присылал на проверку по электронной почте.

В Центр Илья приходит со своей сумкой – в первое время не расставался с ней, тем более что на перерывах не выходил из класса. Но постепенно изменилось и это – сейчас между занятиями он выходит посидеть на диване, а сумку оставляет в классе.

Илья любит читать, хоть и не рассказывает об этом подробно. Но мы знаем, что ему нравятся мемуары, что он читает Маркеса. У него богатый словарный запас, но демонстрирует он его нечасто. Например, как-то на групповом занятии на вопрос «Как ты себя чувствуешь?» ответил: «Я изможден». Иногда на занятии кто-нибудь использует сложное слово, которое не все знают, например, «гипотеза». В таких случаях Илью просят его объяснить, что он с удовольствием делает.

В компьютерном классе Илья освоил программы Office, Photoshop и CorelDraw. А с весны мы нашли для него внешнюю занятость: сначала – практику, а сейчас это уже постоянная работа. Он расшифровывает аудио в адвокатском бюро – записи лекций. Илья грамотно пишет, хорошо печатает и форматирует текст, так что с работой нет сложностей. Общаться с коллегами ему практически не нужно, а со своим наставником он обменивается смс-ками – это Илье гораздо комфортнее, чем устный разговор.

В бюро Илья занят два дня в неделю, сейчас мы договариваемся с Политехническим университетом о вакансии для Ильи.

Сам Илья о работе отзывается бесстрастно: обычно на вопрос, как прошел день, отвечает: «Нормально», всего один раз: «Хорошо». Проведя на работе первый день без сопровождающего от Центра, охарактеризовал его так: «Не хуже, чем всегда». Но нельзя не заметить, что в новом статусе он стал ответственнее и самостоятельнее.

С этого учебного года Илья уже не ходит к нам в Центр подготовки к трудоустройству постоянно – подготовка завершилась, но посещает занятия для выпускников Центра и занимается в компьютерном классе два раза в неделю, осваивает 1С. Чтобы не забыть пройденное в прошлом году, попросил мастера записать на флэшку старые лекции и повторяет материал дома.

В финале сегодняшней истории мы не можем написать, как не раз писали раньше, что сейчас человек открылся и раскрепостился, свободно болтает и нашел друзей. Устное общение для Ильи – все еще большая проблема. Но у него есть комфортный способ связи – смс-ки и электронная почта, есть работа – то есть возможность самостоятельности и независимости. И это очень важно для взрослого человека.
Если вы хотите поддержать работу Центра, это можно сделать здесь.

Набор в группу подготовки к трудоустройству

Мы начинаем набор в группу подготовки к трудоустройству!

Работать важно каждому, но людям с аутизмом нужно специально учиться и тому, как искать работу, проходить собеседование, и тому, как выстраивать отношения с коллегами.

Если вы человек с аутизмом – это для вас, если вы знаете кого-то, кому это может быть интересно, пожалуйста, передайте ему информацию.

Сроки работы первой группы: январь 2018 – март 2018.
Занятия будут проходить 2 раза в неделю, в дневное время. Продолжительность одного занятия – 1 час.
Курс рассчитан на 25 занятий.

По итогам пройденного курса вы узнаете:

– как искать работу
– какие этапы трудоустройства существуют
– как проходить собеседование
– правила заключения трудового договора
– как правильно взаимодействовать с работодателем и коллегами

Состав группы – 10 человек.

Занятия будут проходить в центре “Антон тут рядом” по адресу: Татарский переулок, д. 4.

Участие бесплатное.

Запись по телефону:

4056502

89112077727