НАШИ НОВОСТИ


Набор в группу подготовки к трудоустройству

Мы начинаем набор в группу подготовки к трудоустройству!

Работать важно каждому, но людям с аутизмом нужно специально учиться и тому, как искать работу, проходить собеседование, и тому, как выстраивать отношения с коллегами.

Если вы человек с аутизмом – это для вас, если вы знаете кого-то, кому это может быть интересно, пожалуйста, передайте ему информацию.

Сроки работы первой группы: январь 2018 – март 2018.
Занятия будут проходить 2 раза в неделю, в дневное время. Продолжительность одного занятия – 1 час.
Курс рассчитан на 25 занятий.

По итогам пройденного курса вы узнаете:

– как искать работу
– какие этапы трудоустройства существуют
– как проходить собеседование
– правила заключения трудового договора
– как правильно взаимодействовать с работодателем и коллегами

Состав группы – 10 человек.

Занятия будут проходить в центре “Антон тут рядом” по адресу: Татарский переулок, д. 4.

Участие бесплатное.

Запись по телефону:

4056502

89112077727

 

Настя и что ей понадобилось после лицея

«Здрасьте! А что это у вас тут?» – с такими словами Настя заглядывает то на кухню, то в мастерские Центра подготовки к трудоустройству. Широко улыбается и смеется, даже если просят выйти: любое общение – радость.

Детство
Сейчас Насте 20, и она свободно болтает, но ребенком она долго молчала. Когда она не заговорила в три года, родители заволновались. Начались походы по врачам. Продолжительное обследование в Институте нервных болезней ничего не показало, рекомендацией врачей было только больше заниматься с ребенком. Речь со временем появилась, но стало понятно, что у Насти есть и другие особенности.
Настя пошла в коррекционный садик, потом – в коррекционную школу 8-го вида.
После школы – Профессиональный реабилитационный лицей, где Настя училась на портного: швейным делом занималась и в школе.

Работа – неудачный опыт
В лицее Настя впервые попала в Центр – проходила практику в швейной мастерской.
После лицея Агентство занятости нашло для Насти вакансию на частном швейном производстве. Но уже через несколько дней Настиной маме мягко, но непреклонно дали понять, что оставить ее не смогут: Насте нужны постоянное внимание и помощь, и компания не может выделить на это человека. К сожалению, для сферы трудоустройства людей с особенностями это характерный случай: работодатели еще не готовы адаптироваться под людей с особенностями, да и не очень заинтересованы в этом, так как не получают за это льгот от государства.

В Центре
С этого учебного года Настя занимается у нас уже не как практикант, а как студент, в швейной мастерской Центра подготовки к трудоустройству. Как и все студенты, за свою работу получает сдельную оплату из средств, вырученных от продажи готовых изделий. Работает хорошо и с удовольствием, тому, чего еще не умеет, быстро учится. Она знает все последовательности операций, но прежде чем приступить к работе, ей важно проговорить то, что она будет делать, и получить одобрение мастера. Сделанную работу иногда приходится переделывать, что, конечно, неприятно, и иногда Настя ругается вполголоса: «Ёк-макарёк!» «Японский городовой!»
Настя часто опаздывает на занятия, а так как мы учим ребят не только ремеслу, но и ответственному отношению к работе, то с Настей провела серьезный разговор координатор Центра, договорились: на сколько Настя опоздает на занятие, на столько же задержится после его окончания, чтобы успеть все доделать. Настя приняла условия и честно отрабатывает свои опоздания.
На групповых занятиях Насте пока трудно включаться в общий разговор, следить за его ходом – нужно, чтобы кто-то помогал, обращал ее внимание на то, что происходит. Часть групповых занятий нацелена на практическую отработку навыков поведения в общественных местах – например, в кафе. Сначала ребята тренируются в Центре – выбирать блюдо по меню так, чтобы на заказ хватило денег, делать заказ, рассчитываться, проверять сдачу – а потом эти навыки оттачиваются в настоящем кафе. На первом таком практическом занятии у Насти возникли трудности с цифрами – ни вписаться в нужную сумму при заказе, ни посчитать сдачу не вышло. После занятия психолог Лена помогла Насте освоить калькулятор, чтобы проверять себя. Правильно сложить получилось не сразу, но Настя не ушла, пока не получила верный результат – ей вообще очень важно доводить все дела до конца. И на следующей тренировке в Центре, и в самом кафе она уже сама пользовалась калькулятором, и все цифры сошлись.

Центр подготовки к трудоустройству работает для того, чтобы наши студенты могли работать на внешнем рынке труда. Для этого нужны лояльные работодатели, готовые адаптироваться к их нуждам – структурировать среду, выделить своего сотрудника на роль наставника или принимать в этом качестве нашего волонтера. Центр занимается информированием и поддержкой работодателей. И, конечно, помогает ребятам осваивать ремесло и учиться тому, как вести себя на работе, общаться с коллегами и начальником – быть самостоятельными.
Поддержать нашу работу можно здесь.

Оля и вера в себя

Оля работает в переплетной мастерской Центра подготовки к трудоустройству. Работа приносит ей видимое удовольствие, как интересная книга или вкусный обед, она сама хвалит себя: «Ой, какая я молодец!»

Система
Когда Оле был год, врачи говорили, что она никогда не сможет ходить – ДЦП, детский церебральный паралич. Но родители не опустили руки, с самого раннего возраста водили ее на развивающие занятия, и сейчас о старых прогнозах врачей уже никто не вспоминает.
Однако для Оли очень травматичным оказался опыт учебы в коррекционной школе. Одна из учительниц постоянно грозила детям, что их отведут к психиатру, сдадут в интернат, – таким способом она поддерживала дисциплину в классе. Естественно, это действовало подавляюще, и после школы Оля почти 10 лет сидела дома, не ездила одна по городу – угрозы учительницы полностью лишили ее веры в свои силы и возможности.

Уверенность
Наконец она согласилась сходить в районный Центр социальной реабилитации – там были занятия рукоделием, которое Оля очень любит: вышивание, плетение, бассейн, занятия с понимающим психологом, занятия риторикой, которые помогли улучшить дикцию. Занятия придали Оле уверенности в себе, и она почувствовала, что хочет и может учиться и работать.
Оля поступила в Профессиональный реабилитационный лицей и стала учиться на переплетчика. Новый статус придал смелости, и Оля стала ездить в лицей уже не с мамой, а одна, потом освоила и другие маршруты.
После выпуска лицею важно предоставлять студентам практику, но найти рабочие места, куда готовы принять людей с особенностями, трудно – об этом мы сами хорошо знаем по собственному опыту трудоустройства.
Летом принимающей площадкой для четырех выпускников лицея стал наш Центр подготовки к трудоустройству – во время каникул у нас как раз были свободные места. А Агентство занятости выплачивало стажерам зарплату. Оля поначалу волновалась, получится ли у нее: большая составляющая работы нашей переплетной мастерской – печать по ткани, которой обтягиваются обложки блокнотов, а у Оли такого опыта не было. Но разобраться с новым процессом получилось очень быстро, и работа шла в радость. Со временем Оля сама стала помогать другим ребятам, подсказывать, если нужно.

Перспективы
Когда стажировка закончилась, Оля очень хотела остаться в Центре, но формат стажировки предполагал именно фиксированный курс занятий. Кроме того, мы знали, что Оля уже готова не только к работе в защищенной мастерской, но и на открытом рынке. Сейчас она ищет подходящую вакансию и ходит в Центр на групповые занятия для выпускников.
В ноябре мы запустили дополнительные занятия в гончарной мастерской по выходным – для выпускников и новичков Центра. Формат – защищенная мастерская, то есть за свою работу, как и в Центре подготовки трудоустройству, студенты получают зарплату из средств, вырученных от продажи готовых изделий. Зная, что Оля скучает по занятиям в Центре, мы пригласили ее присоединиться. У нее уже был небольшой опыт работы с глиной, и она очень рада возможности продолжить. «Глина – такая живая!» – рассказывает она дома маме.

У людей с особенностями, как и у всех людей, есть огромный потенциал – профессиональный, творческий, человеческий. Но тяжелый личный опыт зачастую отбирает у них всякую веру в себя и в собственные силы, заставляет замыкаться в себе. Тяжелые воспоминания уже не отменить, но их можно перечеркнуть новым опытом успешности и принятия. Для того, чтобы у еще большего числа людей появилась такая возможность, нам нужна ваша поддержка. Помочь можно здесь.

Отчет за ноябрь

Скачать (PDF, 1.55MB)

Рома, как он слушает и как говорит

Рома не говорит, но внимательно слушает чужую речь, особенно эмоциональную, отвечает вокализацией, легким прикосновением или улыбкой.

Программа для подростков и лагерь
Сейчас Роме 18. Он начал ходить к нам на занятия для подростков в прошлом году, на музыку, анимацию, графику, а летом впервые поехал в наш лагерь. Там у него сложился по-настоящему близкий контакт с сопровождающим, волонтером Настей. Настя сопровождала Рому и раньше, но тогда у них не всегда получалось понимать друг друга. В лагере это стало получаться, они научились находить общий язык, договариваться. Волнуясь, Рома стал брать Настю за руку, однажды жестом попросил ее говорить тише – раньше так прямо выразить просьбу у него не получалось.
До лагеря, в Центре Рома чаще всего был погружен в себя и не интересовался другими ребятами, а в новой среде начал проявлять к ним интерес и по-своему, взглядами и жестами, с ними общаться.

Роме тяжело долго находиться в группе, но одной из целей лагеря было как раз учить ребят проводить время вместе. Конечно, не заставляя: одна из стратегий поддержки людей с аутизмом – это частичное участие. Это значит, что не нужно требовать от всех полной включенности в занятие, а нужно поощрять участие на любом уровне. Так, на общем занятии в круге Рома не стоял вместе со всеми, но сидел рядом на фитболе – то есть был вместе со всеми, но в комфортных для себя условиях. Такое участие тоже очень важно и ценно.
Лагерь стал для Ромы огромным шагом вперед – и по общению, и по самостоятельности. В лагере Рома начал использовать индивидуальное расписание и таймер.

Студент
В этом году Рома закончил школу и с сентября стал студентом Центра, так что результаты лагеря закрепляются. Он занимается в подготовительной группе – ходит к нам два раза в неделю, не на полный рабочий день – сразу включиться в общие занятия ему пока сложно. Хотя Центр уже хорошо ему знаком, понадобилось время, чтобы привыкнуть к новым условиям: первое время внимание Ромы больше было обращено на сопровождающего, Настю, а окружающие громкие разговоры и шум его пугали. Но адаптироваться получилось быстро, и сейчас он с интересом следит за другими ребятами и даже сам привлекает их внимание – заглядывает в глаза, улыбается.
Рома работает в графической и гончарной мастерских. Поначалу – с поддержкой сопровождающего, рука в руке, и если сопровождающий убирал руку, Рома останавливался. Сейчас он уже сам раскатывает глиняный пласт, лепит чашки и тарелки, и помощи ему нужно гораздо меньше. В графической мастерской он тоже становится самостоятельнее: начинает рисовать параллельно с волонтером, а не рука в руке. Подолгу концентрироваться Роме сложно, поэтому он использует таймер: 15 минут занятия, потом 5 минут перерыва. Но ему интересно довести дело до конца, и это сильнейшая мотивация – на этой неделе он впервые провел в мастерской все занятие, без перерыва. Не менее важная мотивация – похвала за самостоятельность. Отдельное удовольствие от работы в графической мастерской – это мытье кисточек. Рома очень любит воду, а когда с кистей смывается краска, в воде получаются цветные разводы, он радуется, рассматривая их вместе с волонтером, и к тому же тренирует таким образом совместное внимание.
Еще Рома ходит на музыку – эти занятия ему хорошо знакомы и по подростковой группе, и по лагерю. Сейчас он гораздо активнее включается в процесс – сам выбирает инструмент, на котором хочет играть, включается в общую игру, но избирательно: чаще он не играет, когда слишком громко, внимательно слушает музыку и следит за игрой других.

У Ромы все лучше получается передавать свое настроение и желания – глазами, мимикой, движениями, интонациями. Он учится активнее выражать свое мнение, отказываться: может отвести рукой нежелаемый предмет или отрицательно помотать головой и делает это он все чаще и чаще, и все больше людей учатся его понимать.

Миссия Центра – построить маршрут для людей с аутизмом на протяжении всей жизни, чтобы не получалось так, чтобы после школы человеку некуда было пойти. Пример Ромы показывает готовый участок этого маршрута: он ходил на занятия для подростков, а сейчас перешел в Центр на программу для взрослых, в знакомое место со знакомыми сотрудниками, и переход прошел плавно и легко. Но весь маршрут – долгий, и для того, чтобы поддерживать текущие программы и запускать новые, нам нужна ваша помощь. Поддержать работу Центра можно здесь.

Отчет за октябрь

Скачать (PDF, 1.56MB)

Отчет за сентябрь

Скачать (PDF, 1.19MB)

Игорь, Нина, белый медведь и все остальные

Игорь никогда не ходил в школу. После первого года в садике, где он не общался с другими детьми, всегда сидел отдельно, маме дали понять, что на следующий год возвращаться не стоит. Дальше были разные центры, иногда с перерывами – по три, четыре года. А несколько лет назад мама Игоря посмотрела фильм «Антон тут рядом» и «увидела, что взрослые ребята с особенностями тоже кому-то нужны». Долго готовилась и решилась – сдала квартиру в Москве и переехала в Петербург, чтобы Игорь ходил в Центр.

Из Москвы в Петербург
Игорь в Центре почти ровно год. В самом начале участвовать в занятиях получалось только при направленном на него внимании: танцевать, если кто-то вовлекает его в танец, показывает движения, рисовать, повторяя рисунки сопровождающего. Иначе интерес к происходящему быстро пропадал.

Игорь занимается в гончарной мастерской: сначала ему просто нравилось резать глину, постепенно он научился раскатывать глиняный пласт, а сейчас уже лепит тарелки, украшает штампами. Если раньше долго концентрироваться на работе ему было очень трудно, он много отвлекался, выходил из мастерской, то сейчас стал гораздо сосредоточеннее, а перерывы делает реже. Помогает таймер: Игорь договаривается с волонтером, когда можно будет прерваться, и спокойно работает, пока не раздастся сигнал таймера.

Игорь мало говорит, в основном – отдельными словосочетаниями, хотя с удовольствием поет песни. Вот такой диалог долго повторялся у него с волонтером: «Игорь, привет!» – «Привет». – «Как дела?» – «Земсков». Только через несколько месяцев Игорь наконец ответил на второй вопрос: «Грустно».

Большая разница
Одна из стратегий поддержки людей с аутизмом – рутины, одинаковые последовательности действий. Непредсказуемость окружающего мира – постоянный источник тревоги для людей с аутизмом, а рутины дают ощущение стабильности, это то, на что всегда можно рассчитывать. Для Игоря такие рутины – поперебрасываться с волонтером мячом или подушкой, когда он приходит в Центр и перед уходом домой.

Весной у нас вместе с ПАО «Газпром нефть» запустился проект «Передышка». Сотрудники «Газпром нефти» прошли наши тренинги по работе с людьми с аутизмом и помогают семьям ребят со сложными поведенческими особенностями, чтобы дать родителям время на себя – приходят в гости, гуляют, занимаются. Игорь стал одним из первых участников «Передышки». На первых занятиях еще присутствовала мама, но потом, когда контакт установился, Игорь с волонтером начали заниматься вдвоем: гуляли в Удельном парке, ходили в зоопарк, где на Игоря произвел большое впечатление белый медведь. Дома Игорь, повторяя слова волонтера, говорил маме, что «очень хорошо погуляли, и Игорь – молодец», а уже потом – «Скучаю по Нина».

Со стороны может показаться, что разница совсем небольшая – проводить в Центре час или два, делать перерыв в занятии каждые 10 или 20 минут, но для Игоря это очень значительные результаты, которые важно ценить.
Центр работает для того, чтобы у Игоря и других наших студентов была возможность делать эти шаги, были люди рядом, которые помогают и поддерживают.
Поддержать нашу работу можно здесь.

Каталог

Скачать (PDF, 2.02MB)

Как обезопасить человека с РАС: инструкция

И дети, и взрослые с аутизмом нередко теряются. Это может случиться и в городе, и за городом – человек занервничает, пойдет не в ту сторону, потеряет сопровождающего из виду.

Как обезопасить человека на случай, если он потеряется:

1. Скачайте, заполните и заламинируйте паспорт (pdf, doc) – документ с основной информацией о человеке и его особенностях. Пусть он всегда носит его с собой.

2. Пусть человек носит браслет с гравировкой – имя и ваш контактный телефон. Купить его можно, например, здесь.

3. Пусть он носит брелок-трекер – устройство, передающее информацию о местонахождении. Купить его можно, например, здесь.

4. Пусть у него на верхней одежде будет нашивка с именем и вашим контактным телефоном. Заказать ее можно, например, здесь.

5. Сохраните в телефоне номер горячей линии поискового отряда «Лиза Алерт», чтобы оперативно подать заявку при необходимости: 8 800 700 54 52.

Илья, что он читает, что пишет и о чем хочет сказать

Илья – серьезный молодой человек, выпускник юрфака Политеха. Любит читать, здорово рисует. Но поговорить с ним об этом трудно: любой разговор – это огромный стресс. Он уходит от общения и боится его.

После вуза он не смог пойти работать и несколько лет сидел дома. А прошлой осенью стал ходить к нам в Центр подготовки к трудоустройству, в компьютерный класс. Общаться не получалось – он был замкнут и скован, не заговаривал первым, но на вопросы отвечал. Заговорить на групповых занятиях тоже было трудно – общее внимание смущало его еще больше. Зато к занятиям в компьютерном классе он проявил интерес – работал старательно и аккуратно. Разговор с мастером требовал больших усилий, но со временем он стал сам просить помочь, если было нужно, через несколько месяцев занятий даже начал обращаться к мастеру по имени, смотреть в глаза, держаться свободнее. Когда болел, брал задания на дом и присылал на проверку по электронной почте.

В Центр Илья приходит со своей сумкой – в первое время не расставался с ней, тем более что на перерывах не выходил из класса. Но постепенно изменилось и это – сейчас между занятиями он выходит посидеть на диване, а сумку оставляет в классе.

Илья любит читать, хоть и не рассказывает об этом подробно. Но мы знаем, что ему нравятся мемуары, что он читает Маркеса. У него богатый словарный запас, но демонстрирует он его нечасто. Например, как-то на групповом занятии на вопрос «Как ты себя чувствуешь?» ответил: «Я изможден». Иногда на занятии кто-нибудь использует сложное слово, которое не все знают, например, «гипотеза». В таких случаях Илью просят его объяснить, что он с удовольствием делает.

В компьютерном классе Илья освоил программы Office, Photoshop и CorelDraw. А с весны мы нашли для него внешнюю занятость: сначала – практику, а сейчас это уже постоянная работа. Он расшифровывает аудио в адвокатском бюро – записи лекций. Илья грамотно пишет, хорошо печатает и форматирует текст, так что с работой нет сложностей. Общаться с коллегами ему практически не нужно, а со своим наставником он обменивается смс-ками – это Илье гораздо комфортнее, чем устный разговор.

В бюро Илья занят два дня в неделю, сейчас мы договариваемся с Политехническим университетом о вакансии для Ильи.

Сам Илья о работе отзывается бесстрастно: обычно на вопрос, как прошел день, отвечает: «Нормально», всего один раз: «Хорошо». Проведя на работе первый день без сопровождающего от Центра, охарактеризовал его так: «Не хуже, чем всегда». Но нельзя не заметить, что в новом статусе он стал ответственнее и самостоятельнее.

С этого учебного года Илья уже не ходит к нам в Центр подготовки к трудоустройству постоянно – подготовка завершилась, но посещает занятия для выпускников Центра и занимается в компьютерном классе два раза в неделю, осваивает 1С. Чтобы не забыть пройденное в прошлом году, попросил мастера записать на флэшку старые лекции и повторяет материал дома.

В финале сегодняшней истории мы не можем написать, как не раз писали раньше, что сейчас человек открылся и раскрепостился, свободно болтает и нашел друзей. Устное общение для Ильи – все еще большая проблема. Но у него есть комфортный способ связи – смс-ки и электронная почта, есть работа – то есть возможность самостоятельности и независимости. И это очень важно для взрослого человека.
Если вы хотите поддержать работу Центра, это можно сделать здесь.