НАШИ НОВОСТИ


История фонда

Скачать (PDF, 1003KB)

Ищем новых волонтеров!

Мы начинаем набор уже на третий добровольный социальный год в Центре.
Если вы хотите работать с людьми с аутизмом, попробовать свои силы у нас – самый лучший вариант, ведь системы образования специалистов у нас в стране нет, и в Центре вы можете получить ценнейший опыт.
Если вы просто хотите сменить род занятий и видеть смысл и пользу в том, что вы делаете, то вам тоже к нам.
Год начнется с сентября, а пока можно будет волонтерить несколько раз в неделю и съездить летом в лагерь.
Подробности, условия и анкета здесь.

Отчет за февраль и март

Скачать (PDF, 5.04MB)

Отчет за декабрь 2017 и январь 2018

Скачать (PDF, 2.56MB)

Саша и Миша в Центре и дома

Саша и Миша – близнецы, очень похожие, но на самом деле – очень разные. Когда они только пришли в наш Центр подготовки к трудоустройству прошлой зимой, это было не так заметно: братья держались друг друга и не подпускали никого близко.

Столярное дело
В Центре оба хотели пойти заниматься в компьютерный класс, но там в тот момент не было свободных мест, и ребята оказались в столярной мастерской. Новое дело больше подошло Саше – небольшой опыт у него уже был, и он быстро осваивал новые процессы и инструменты. Поначалу более закрытый, чем брат, он стал улыбаться в ответ на похвалу мастера. Сейчас Сашу уже называют передовиком мастерской: он работет уверенно и самостоятельно, если нужно – помогает другим. В столярной мастерской есть несколько крупных заказов на однотипную продукцию, и наладилась слаженная командная работа: каждый отвечает за свою операцию, и процесс сразу ускоряется.

Переход
Миша особого интереса к столярному делу не проявил, зато с удовольствием поддерживал разговор: рассказывал о компьютерах, обходе блокировок, торрентах, любимых фильмах. Дома у него обширная коллекция фильмов на жестких дисках, классифицированная по режиссерам, актерам, жанрам. Еще не все фильмы отсмотрены, братья с азартом ищут и скачивают новые. Миша предпочитает экшен, но может поговорить и про «Касабланку». С нового учебного года появилось место в компьютерном классе, и теперь Миша занимается там. Братья разделились, но сейчас, когда они освоились в Центре, обоим это далось абсолютно легко. Миша работает очень уверенно и быстро осваивает новый материал, просит задание на дом и потом приносит его на флэшке на проверку мастеру, помогает другим студентам. Воспринимать новое ему непросто, и он часто жалуется: «За что мне это?» «За что вы меня так ненавидите?». Но учится он очень быстро, если что-то не получается с первого раза – ворчит, но переделывает. С сентября он освоил Word, Excel, Photoshop, расшифровку аудифайлов и сейчас приступил к работе в CorelDraw. Вместе с ним в компьютерном классе занимается и Юра, которого Миша и Саша давно знают. Они дружат, вместе ходят в музеи, например, в Эрмитаж или Зоологический музей.

Вовне
С этого года студенты столярной мастерской волонтерят в ООО «ПромТехКомпозит» (или, как называет его один из студентов, Сашин тезка, «С тех пор Композит») – склеивают деревянные сувениры из фанерных слоев и приклеивают поверх защитный пластик. Ребята работают бесплатно, за опыт: использовать навыки, которым они учатся в мастерских, в новой обстановке, вообще оказываться в новой ситуации. Специально для занятий мы подготовили специальную инфографику с пошаговыми инструкциями. Ребят сопровождает мастер. Мы видим, как это важно для Саши: он оживленно рассказывает об этих выездах – так, что даже не сразу может сконцентрироваться на работе в мастерской.

Работа
Но, конечно, в перспективе и Саше, и Мише очень важно найти оплачиваемую работу. После смерти мамы, уже больше трех лет они живут одни. Их квартира в аварийном состоянии: проваливается пол, падают потолки, нет отопления и горячей воды. Социальные службы предлагают помощь с переездом, но Саша и Миша боятся перемен и отказываются, хотя условия жизни, особенно зимой, очень тяжелые. С ремонтом помогает ЦСРИ, но все это – процесс небыстрый. У братьев разделены домашние обязанности: Миша, более рациональный, отвечает за покупки и бюджет, Саша – за готовку и уборку. Братья очень стараются экономить – знают акции во всех окрестных магазинах, но на пенсии все равно жить трудно. Через Агентство занятости населения мы смогли оформить для них занятия в Центре как оплачиваемые общественные работы, но только на месяц. Если вы можете предложить ребятам работу или подработку – пожалуйста, напишите Любе Новиковой на [email protected]. А поддержать работу Центра подготовки к трудоустройству, чтобы у Саши, Миши и еще 25 студентов второй площадки «Антон тут рядом» была возможность общаться, учиться ремеслу, зарабатывать и обеспечивать себя, можно здесь.

Настя и что ей понадобилось после лицея

«Здрасьте! А что это у вас тут?» – с такими словами Настя заглядывает то на кухню, то в мастерские Центра подготовки к трудоустройству. Широко улыбается и смеется, даже если просят выйти: любое общение – радость.

Детство
Сейчас Насте 20, и она свободно болтает, но ребенком она долго молчала. Когда она не заговорила в три года, родители заволновались. Начались походы по врачам. Продолжительное обследование в Институте нервных болезней ничего не показало, рекомендацией врачей было только больше заниматься с ребенком. Речь со временем появилась, но стало понятно, что у Насти есть и другие особенности.
Настя пошла в коррекционный садик, потом – в коррекционную школу 8-го вида.
После школы – Профессиональный реабилитационный лицей, где Настя училась на портного: швейным делом занималась и в школе.

Работа – неудачный опыт
В лицее Настя впервые попала в Центр – проходила практику в швейной мастерской.
После лицея Агентство занятости нашло для Насти вакансию на частном швейном производстве. Но уже через несколько дней Настиной маме мягко, но непреклонно дали понять, что оставить ее не смогут: Насте нужны постоянное внимание и помощь, и компания не может выделить на это человека. К сожалению, для сферы трудоустройства людей с особенностями это характерный случай: работодатели еще не готовы адаптироваться под людей с особенностями, да и не очень заинтересованы в этом, так как не получают за это льгот от государства.

В Центре
С этого учебного года Настя занимается у нас уже не как практикант, а как студент, в швейной мастерской Центра подготовки к трудоустройству. Как и все студенты, за свою работу получает сдельную оплату из средств, вырученных от продажи готовых изделий. Работает хорошо и с удовольствием, тому, чего еще не умеет, быстро учится. Она знает все последовательности операций, но прежде чем приступить к работе, ей важно проговорить то, что она будет делать, и получить одобрение мастера. Сделанную работу иногда приходится переделывать, что, конечно, неприятно, и иногда Настя ругается вполголоса: «Ёк-макарёк!» «Японский городовой!»
Настя часто опаздывает на занятия, а так как мы учим ребят не только ремеслу, но и ответственному отношению к работе, то с Настей провела серьезный разговор координатор Центра, договорились: на сколько Настя опоздает на занятие, на столько же задержится после его окончания, чтобы успеть все доделать. Настя приняла условия и честно отрабатывает свои опоздания.
На групповых занятиях Насте пока трудно включаться в общий разговор, следить за его ходом – нужно, чтобы кто-то помогал, обращал ее внимание на то, что происходит. Часть групповых занятий нацелена на практическую отработку навыков поведения в общественных местах – например, в кафе. Сначала ребята тренируются в Центре – выбирать блюдо по меню так, чтобы на заказ хватило денег, делать заказ, рассчитываться, проверять сдачу – а потом эти навыки оттачиваются в настоящем кафе. На первом таком практическом занятии у Насти возникли трудности с цифрами – ни вписаться в нужную сумму при заказе, ни посчитать сдачу не вышло. После занятия психолог Лена помогла Насте освоить калькулятор, чтобы проверять себя. Правильно сложить получилось не сразу, но Настя не ушла, пока не получила верный результат – ей вообще очень важно доводить все дела до конца. И на следующей тренировке в Центре, и в самом кафе она уже сама пользовалась калькулятором, и все цифры сошлись.

Центр подготовки к трудоустройству работает для того, чтобы наши студенты могли работать на внешнем рынке труда. Для этого нужны лояльные работодатели, готовые адаптироваться к их нуждам – структурировать среду, выделить своего сотрудника на роль наставника или принимать в этом качестве нашего волонтера. Центр занимается информированием и поддержкой работодателей. И, конечно, помогает ребятам осваивать ремесло и учиться тому, как вести себя на работе, общаться с коллегами и начальником – быть самостоятельными.
Поддержать нашу работу можно здесь.

Оля и вера в себя

Оля работает в переплетной мастерской Центра подготовки к трудоустройству. Работа приносит ей видимое удовольствие, как интересная книга или вкусный обед, она сама хвалит себя: «Ой, какая я молодец!»

Система
Когда Оле был год, врачи говорили, что она никогда не сможет ходить – ДЦП, детский церебральный паралич. Но родители не опустили руки, с самого раннего возраста водили ее на развивающие занятия, и сейчас о старых прогнозах врачей уже никто не вспоминает.
Однако для Оли очень травматичным оказался опыт учебы в коррекционной школе. Одна из учительниц постоянно грозила детям, что их отведут к психиатру, сдадут в интернат, – таким способом она поддерживала дисциплину в классе. Естественно, это действовало подавляюще, и после школы Оля почти 10 лет сидела дома, не ездила одна по городу – угрозы учительницы полностью лишили ее веры в свои силы и возможности.

Уверенность
Наконец она согласилась сходить в районный Центр социальной реабилитации – там были занятия рукоделием, которое Оля очень любит: вышивание, плетение, бассейн, занятия с понимающим психологом, занятия риторикой, которые помогли улучшить дикцию. Занятия придали Оле уверенности в себе, и она почувствовала, что хочет и может учиться и работать.
Оля поступила в Профессиональный реабилитационный лицей и стала учиться на переплетчика. Новый статус придал смелости, и Оля стала ездить в лицей уже не с мамой, а одна, потом освоила и другие маршруты.
После выпуска лицею важно предоставлять студентам практику, но найти рабочие места, куда готовы принять людей с особенностями, трудно – об этом мы сами хорошо знаем по собственному опыту трудоустройства.
Летом принимающей площадкой для четырех выпускников лицея стал наш Центр подготовки к трудоустройству – во время каникул у нас как раз были свободные места. А Агентство занятости выплачивало стажерам зарплату. Оля поначалу волновалась, получится ли у нее: большая составляющая работы нашей переплетной мастерской – печать по ткани, которой обтягиваются обложки блокнотов, а у Оли такого опыта не было. Но разобраться с новым процессом получилось очень быстро, и работа шла в радость. Со временем Оля сама стала помогать другим ребятам, подсказывать, если нужно.

Перспективы
Когда стажировка закончилась, Оля очень хотела остаться в Центре, но формат стажировки предполагал именно фиксированный курс занятий. Кроме того, мы знали, что Оля уже готова не только к работе в защищенной мастерской, но и на открытом рынке. Сейчас она ищет подходящую вакансию и ходит в Центр на групповые занятия для выпускников.
В ноябре мы запустили дополнительные занятия в гончарной мастерской по выходным – для выпускников и новичков Центра. Формат – защищенная мастерская, то есть за свою работу, как и в Центре подготовки трудоустройству, студенты получают зарплату из средств, вырученных от продажи готовых изделий. Зная, что Оля скучает по занятиям в Центре, мы пригласили ее присоединиться. У нее уже был небольшой опыт работы с глиной, и она очень рада возможности продолжить. «Глина – такая живая!» – рассказывает она дома маме.

У людей с особенностями, как и у всех людей, есть огромный потенциал – профессиональный, творческий, человеческий. Но тяжелый личный опыт зачастую отбирает у них всякую веру в себя и в собственные силы, заставляет замыкаться в себе. Тяжелые воспоминания уже не отменить, но их можно перечеркнуть новым опытом успешности и принятия. Для того, чтобы у еще большего числа людей появилась такая возможность, нам нужна ваша поддержка. Помочь можно здесь.

Отчет за ноябрь

Скачать (PDF, 1.55MB)

Рома, как он слушает и как говорит

Рома не говорит, но внимательно слушает чужую речь, особенно эмоциональную, отвечает вокализацией, легким прикосновением или улыбкой.

Программа для подростков и лагерь
Сейчас Роме 18. Он начал ходить к нам на занятия для подростков в прошлом году, на музыку, анимацию, графику, а летом впервые поехал в наш лагерь. Там у него сложился по-настоящему близкий контакт с сопровождающим, волонтером Настей. Настя сопровождала Рому и раньше, но тогда у них не всегда получалось понимать друг друга. В лагере это стало получаться, они научились находить общий язык, договариваться. Волнуясь, Рома стал брать Настю за руку, однажды жестом попросил ее говорить тише – раньше так прямо выразить просьбу у него не получалось.
До лагеря, в Центре Рома чаще всего был погружен в себя и не интересовался другими ребятами, а в новой среде начал проявлять к ним интерес и по-своему, взглядами и жестами, с ними общаться.

Роме тяжело долго находиться в группе, но одной из целей лагеря было как раз учить ребят проводить время вместе. Конечно, не заставляя: одна из стратегий поддержки людей с аутизмом – это частичное участие. Это значит, что не нужно требовать от всех полной включенности в занятие, а нужно поощрять участие на любом уровне. Так, на общем занятии в круге Рома не стоял вместе со всеми, но сидел рядом на фитболе – то есть был вместе со всеми, но в комфортных для себя условиях. Такое участие тоже очень важно и ценно.
Лагерь стал для Ромы огромным шагом вперед – и по общению, и по самостоятельности. В лагере Рома начал использовать индивидуальное расписание и таймер.

Студент
В этом году Рома закончил школу и с сентября стал студентом Центра, так что результаты лагеря закрепляются. Он занимается в подготовительной группе – ходит к нам два раза в неделю, не на полный рабочий день – сразу включиться в общие занятия ему пока сложно. Хотя Центр уже хорошо ему знаком, понадобилось время, чтобы привыкнуть к новым условиям: первое время внимание Ромы больше было обращено на сопровождающего, Настю, а окружающие громкие разговоры и шум его пугали. Но адаптироваться получилось быстро, и сейчас он с интересом следит за другими ребятами и даже сам привлекает их внимание – заглядывает в глаза, улыбается.
Рома работает в графической и гончарной мастерских. Поначалу – с поддержкой сопровождающего, рука в руке, и если сопровождающий убирал руку, Рома останавливался. Сейчас он уже сам раскатывает глиняный пласт, лепит чашки и тарелки, и помощи ему нужно гораздо меньше. В графической мастерской он тоже становится самостоятельнее: начинает рисовать параллельно с волонтером, а не рука в руке. Подолгу концентрироваться Роме сложно, поэтому он использует таймер: 15 минут занятия, потом 5 минут перерыва. Но ему интересно довести дело до конца, и это сильнейшая мотивация – на этой неделе он впервые провел в мастерской все занятие, без перерыва. Не менее важная мотивация – похвала за самостоятельность. Отдельное удовольствие от работы в графической мастерской – это мытье кисточек. Рома очень любит воду, а когда с кистей смывается краска, в воде получаются цветные разводы, он радуется, рассматривая их вместе с волонтером, и к тому же тренирует таким образом совместное внимание.
Еще Рома ходит на музыку – эти занятия ему хорошо знакомы и по подростковой группе, и по лагерю. Сейчас он гораздо активнее включается в процесс – сам выбирает инструмент, на котором хочет играть, включается в общую игру, но избирательно: чаще он не играет, когда слишком громко, внимательно слушает музыку и следит за игрой других.

У Ромы все лучше получается передавать свое настроение и желания – глазами, мимикой, движениями, интонациями. Он учится активнее выражать свое мнение, отказываться: может отвести рукой нежелаемый предмет или отрицательно помотать головой и делает это он все чаще и чаще, и все больше людей учатся его понимать.

Миссия Центра – построить маршрут для людей с аутизмом на протяжении всей жизни, чтобы не получалось так, чтобы после школы человеку некуда было пойти. Пример Ромы показывает готовый участок этого маршрута: он ходил на занятия для подростков, а сейчас перешел в Центр на программу для взрослых, в знакомое место со знакомыми сотрудниками, и переход прошел плавно и легко. Но весь маршрут – долгий, и для того, чтобы поддерживать текущие программы и запускать новые, нам нужна ваша помощь. Поддержать работу Центра можно здесь.

Отчет за октябрь

Скачать (PDF, 1.56MB)