НАШИ НОВОСТИ


Отчет за май

Скачать (PDF, 2.02MB)

«Музыка – это когда играешь для других»

Ксюша пришла в Центр в 25 лет, закончив колледж. Специальность «швея» получена, но практика на фабрике показала, что работать с необходимой скоростью Ксюша не может – не справляется с выработкой. Что делать дальше – непонятно. Полгода она просидела дома, а потом родители привели Ксюшу в Центр. Вторая площадка, Центр подготовки к трудоустройству, тогда еще не открылась, а на первой ей было бы слишком просто, и первое время она ходила только на музыкальные занятия – оттуда и фраза, вынесенная в заголовок.

Потом появился второй Центр, а в нем – швейная мастерская. С ремеслом трудностей не было: Ксюша хорошо знала все технологии, хотя практики ей недоставало, она единственная из всех студентов самостоятельно шила на машинке, отлично вышивала. Но были трудности с общением: Ксюша пришла тихая, с опущенной головой, глаза в пол. Никогда не заговаривала первой, а на вопросы отвечала еле слышным шепотом. Даже если ей нужно было что-то сказать: спросить, какое задание следующее, узнать, где лежит нужный инструмент, – преодолеть стеснение и задать вопрос было слишком трудно, и Ксюша просто молчала, пока мастер не спрашивал ее сам, нужна ли ей помощь.

Были сложности с групповыми занятиями: Ксюше в первое время было настолько некомфортно говорить вслух в большой компании, выдерживать взгляды многих людей, что она вовсю использовала выдумку и фантазию, чтобы найти способ отлынивать от занятий. Методы были самые разные, причем усложнявшиеся от раза к разу: сначала – просто спрятаться в туалете, потом – сказать, что болит живот, давление высокое, что сегодня ее раньше забирает папа (для достоверности Ксюша одевалась и выходила на улицу). Когда эти способы не подействовали, перешла к более изощренным: Ксюша стала жаловаться на высокую температуру. Намерила 37 градусов, но папа по телефону сказал, что это не повод ехать домой. В следующий раз градусник показал уже больше, но небольшое расследование показало, что это температура воды из-под крана, и на занятие все-таки пришлось идти. Тьютор Даша не раз обсуждала с ней историю про мальчика и волков, говорила, что если что-то действительно произойдет, то Ксюше уже никто не поверит, но все это не имело никакого эффекта. Уличенная, Ксюша даже не стеснялась, а только улыбалась и молчала, а до разоблачения, рассказывая о давлении и температуре, даже забывала о стеснении и говорила громко, а не шепотом.

Но со временем необходимость в уловках и лукавстве исчезла: освоившись на новом месте, привыкнув к новым людям, Ксюша стала более смелой и раскованной. Изменилась даже осанка: Ксюша меньше сутулится и смотрит в пол, больше улыбается и с интересом наблюдает за другими. Инициативу в общении все еще проявляет редко, но уже может переспросить, если что-то непонятно, первой поздороваться, спросить незнакомого человека, как его зовут. Это результат действия терапевтической среды, на котором основана работа Центра подготовки к трудоустройству. Его студентам не нужно сопровождение, а основной акцент делается на трудовых навыках – в мастерских – и на конкретных социальных навыках – на групповых занятиях, но сама дружелюбная атмосфера и партнерские отношения между студентами и сотрудниками оказывают необходимое действие. Проводить время с другими для Ксюши теперь не стресс, а наоборот – желанная цель. Она очень ценит экскурсии в Эрмитаж, тренировочные выходы в кафе: ей нравится и быть с ребятами, и проявлять самостоятельность, самой делать заказ и расплачиваться, она оживляется и включается в общий процесс. Желание поучаствовать побеждает скромность: однажды была не Ксюшина очередь идти в кафе, но она смогла договориться с тьютором, чтобы ее взяли. «А у тебя есть с собой деньги?» – «Нет. Дадите мне в долг? Я завтра отдам!»

Ксюше идеально подходит именно формат защищенных мастерских. Так она может работать в комфортном для себя ритме, прислушиваясь к советам мастера, в обществе уже хорошо знакомых людей, с которыми ей интересно.

Мы работаем для того, чтобы у наших студентов была возможность реализовывать свой потенциал, раскрываться, быть вместе с другими.

Если вы хотите поддержать Центр, это можно сделать здесь.

отчет за апрель

Скачать (PDF, 2.59MB)

Леша и его яркие цвета

Леша ходит в Центр с самого его открытия, но мало кто близко его знает. Чаще всего он закрыт в себе, никогда не начнет разговор сам, а если кто-то заговаривает с ним – отвечает односложно, хотя речь у него развита хорошо, а если не отстанут – просто уходит. На групповых занятиях, главная цель которых – спровоцировать ребят на общение с ведущим и друг с другом, он чаще всего отказывается говорить или отвечает «нет», «не хочу», «не знаю» – чтобы больше уже ничего не спрашивали и оставили в покое. Конечно, в группе, когда на тебя все смотрят, заговорить сложно. Тьютор Таня стала разговаривать с Лешей на переменах, в начале дня. Поначалу Леша просто уходил – внимание ему не нравилось. Со временем уходить перестал, а потом начал и отвечать. Присутствие значимого человека рядом помогает преодолеть страх новых действий. Леша стал более раскован на групповых занятиях. Например, впервые выполнил задание: нужно войти в центр круга, назвать свое имя, сказать: «Я сегодня вот такой», – и сделать какое-нибудь движение.

Рисование
Работая в декораторской мастерской, делая деревянные рамки, Леша был больше всего увлечен покраской. Сам процесс многоступенчатый: рамки нужно еще и шлифовать и натирать воском, но красить ему нравилось больше всего – привлекали насыщенные цвета. Перейдя в графическую мастерскую, в первое время Леша совсем не хотел рисовать и выполнял другую работу – сгибал листы для блокнотов. Постепенно стал соглашаться – рисовал геометрические формы ручкой или простым карандашом и штриховал их, без цвета. После занятий в Центре проводится собрание, на котором подводят итоги рабочего дня. Ребята показывают, что сделали в мастерских, мастера рассказывают, кто хорошо работал, а кто – не очень. И возможность показать свое изделие, и похвала мастера для многих служат хорошей мотивацией в течение дня. Для Леши это мотивацией не было: собственные рисунки ему не нравились, и он закрашивал их черным или рвал, не показывая на собрании, а иногда неохотно показывал, но потом все равно рвал. Рывок произошел, когда ребята рисовали варианты упаковок для фруктовых чипсов – «Фрутсов», наших партнеров. Леша нарисовал желтые дыни, которые наконец-то понравились ему самому. Успешный опыт придал ему уверенности в себе, и Леша по-настоящему увлекся рисованием, когда, готовясь к выставке «Одними красками», мы стали предлагать ребятам копировать картины из коллекции Эрмитажа. Леша перерисовывает их по-своему, добавляет свои элементы, увлекается яркими цветами, пробует разные графические приемы: штриховку, процарапывание.

Он и ведет себя в мастерской по-другому: меньше опускает голову, смотрит в глаза мастерам, когда они к нему обращаются. Стал больше обращать внимание на других ребят: например, садится поближе к Саше и Мише, которые всегда болтают друг с другом. Присоединиться к разговору пока не решается, но прислушивается – это тоже очень существенно. Мы работаем для того, чтобы наши студенты находили интересное для себя дело, раскрывали свой талант, становились увереннее в себе и начинали интересоваться окружающими. Если вы хотите поддержать работу Центра, это можно сделать здесь.

Саша и его композиции

Саша приходит в Центр одним из первых и ждет начала занятий на диване в холле. Мы едва ли не впервые услышали от него первые слова, когда он показал администратору Юле на велосипед и сказал, что тоже любит кататься. От мамы мы знали, что с ней Саша разговаривает, о многом рассказывает, но сами никогда этого не видели. В Центре, в новом месте и с новыми людьми, Саша только расплывался в широкой улыбке, как часто делают стеснительные люди, и молчал. При этом было видно, что общаться ему очень хочется, но эмоции от ситуации общения так сильны, что заговорить было очень трудно. В первое время в Центре Саша был очень скован, а в ответ на обращение зажмуривался и молчал. Чтобы облегчить для него общение, мы предложили ему карточки – для начала просто «да» и «нет», чтобы показывать на них, а не произносить нужное слово. Вопреки довольно распространенному мнению, использование карточек не тормозит развитие устной речи, а наоборот поддерживает его.

Уже в первый месяц Саша начал идти на контакт, здороваться – сначала шепотом, едва слышно. И это произошло не сразу: сначала Саша просто молча вставал рядом с человеком, улыбался и ждал, что с ним заговорят. Мы стали учить его тому, как можно привлечь внимание – тронуть человека за руку или за плечо и потом уже пожать руку.

Саша начал пользоваться коммуникативной доской – таблицей со словами-карточками, которые человек чаще всего использует, – для каждого такая доска составляется индивидуально. У Саши там есть «да» и «нет», «привет», «мне нравится», названия цветов. С их помощью в мастерской он может сказать, какой краской хочет сейчас рисовать. Доска поддерживает устную речь: можно показать на нужное слово и одновременно шепотом его произнести. Другой способ поддержки – произнести фразу хором с тьютором.

Стеснительность у Саши сочетается с огромным интересом к окружающим. Он внимательно следит за всем, что происходит вокруг, и если случается что-то действительно заслуживающее внимания, преодолевая смущение, комментирует это вслух, иногда даже не шепотом, а в полный голос.

Неудивительно, что его очень тянет к другому Саше, очень открытому и общительному. Как-то того попросили разговорить Сашу, и он применил все наши методики: написал на листочке «да» и «нет» и стал задавать вопросы. Например: «Хочешь, спою?» Саша показал «да» и пришел в такой восторг, когда второй Саша действительно запел, что выскочил в коридор и вслух сказал тьютору: «Он поет!»

В мастерских Саша поначалу тоже очень стеснялся, но постепенно, привыкнув к новому месту, раскрылся и расслабился. В декораторской он уже знает все последовательности действий, помощь мастера нужна только для того, чтобы перейти от одной стадии к другой. Мастера отмечают его чувство композиции: как-то он расписывал деревянную полочку аппликацией: на поверхность наклеиваются кусочки скотча, поверхность покрывается краской, потом скотч снимается. Саша нанес на полку маленькие поперечные полоски, и мастер, думая, что работа готова, спросил, нравится ли ему результат. Саша показал на коммуникативной доске: «Нет», добавил две длинные продольные полосы и только после этого остался доволен работой.

В графической мастерской он с самого начала рисует геометрические абстракции, людей изображает только изредка. Его работа по мотивам «Портрета Лидии Делакторской» Матисса, которую до 10 мая можно увидеть в Главном штабе на выставке «Одними красками», сделана в его фирменном стиле и безошибочно отсылает к оригиналу.

Мы работаем для того, чтобы у таких ребят, как Саша, было все больше собеседников и возможностей раскрыться. Для этого мы строим модель поддержки людей с аутизмом на протяжении всей жизни. Так, мы смогли взять Сашу на постоянные занятия только прошлой осенью, после открытия Центра подготовки к трудоустройству, куда перешла часть ребят из первого Центра, – до этого у нас не было свободных мест, и он ходил к нам только на факультативы, туризм и футбол.

Если вы хотите нам помочь, это можно сделать здесь.

Отчет за март

Скачать (PDF, 5.11MB)

Илья и гармония в красном

На прошлой неделе в Главном штабе Эрмитажа открылась выставка «Одними красками». Впечатления студентов и подробности с открытия можно посмотреть в репортаже, если вы еще не видели.

Ближайшие истории мы хотим посвятить ребятам, которые приняли участие в выставке – создавали реплики шедевров импрессионистов из коллекции Эрмитажа или расписывали фарфоровые изделия Императорского фарфорового завода. Герой сегодняшнего рассказа – Илья.

На групповом занятии:

– Что ты любишь?

– Я люблю ходить в Эрмитаж, в Русский музей.

– А почему?

– Потому что там красиво и много картин.

Илье скоро исполнится 22 года.

То, как Илья попал к нам в Центр, – пример смелости и готовности семьи к любым переменам и очередное доказательство того, что в многочисленных городах нашей страны нет инфраструктуры поддержки людей с РАС, а после 18 лет людям с аутизмом некуда идти.

Семья Ильи жила в Анапе. Когда родители услышали про Центр «Антон тут рядом», они привезли Илью к нам на пробные две недели. Это было осенью 2015 года. Вернувшись домой, Илья целый год вспоминал о поездке и знакомстве с Центром. Семья приняла решение переехать в Санкт-Петербург, и в этом учебном году Илья стал нашим студентом.

Медленной, неспешной походкой сдержанный и аккуратный Илья выходит из графической мастерской в коридор, чтобы помыть кисточки. А во время перерыва подходит к кому-нибудь из сотрудников или волонтеров немного со стороны, сбоку, и как бы невзначай начинает диалог сам с собой – пересказывает фразы, разговоры, чьи-то реплики. «Что ты будешь делать сегодня? Я с утра сделал зарядку. Одуванчики отцвели уже».

Либо напрямую задает одинаковые вопросы: «У вас есть дома волнистые попугайчики? А у вас паспорт в сумке есть? А у вас есть сигареты?».

Как и многие наши студенты, Илья очень хочет общаться, но не знает, как и с чего начать разговор, – поэтому он пользуется своими стереотипными вопросами, которые часто бывают провокационными, чтобы завладеть вниманием собеседника и получить в ответ эмоциональную реакцию.

Если не обращать на это внимание и задавать Илье прямые, конкретные вопросы, он с радостью отвечает на них и поддерживает диалог. На собрании в конце дня всегда подробно рассказывает, чем занимался в мастерских. Мы стараемся расширять репертуар его тем и предлагаем взамен вопросы, с которых можно начинать разговор.

Недавно, когда Илья в очередной раз начал спрашивать про паспорт и сигареты, тьютор Вика сказала ему, что сейчас пятница и можно, например, задать вопрос – что ты будешь делать на выходных? В следующий вторник Илья пришел в графическую мастерскую и спросил у мастера, что она делала на выходных, и ответил, что в свою очередь делал он сам.

Тренировочная квартира

В феврале Илья начал жить в тренировочной квартире. В бытовых навыках Илья достаточно самостоятелен, умеет убираться, мыть посуду, пылесосить.

Цель программы сопровождаемого проживания – обучить студентов не только необходимым бытовым навыкам, но и социальным – общаться, договариваться, вместе организовывать досуг, дружить. И одна из основных задач в работе с Ильей – развить общение, помочь ему самому начать задавать вопросы, попросить, проявлять инициативу

В новой обстановке Илья сначала молчал, говорил только сам с собой, затем начал задавать свои провокационные вопросы. Общение с другими студентами первое время происходило с подсказками. Илья, например, выбирал для досуга лото или домино, но не знал, что нужно спросить у других ребят и предложить им поиграть. Сейчас он понял этот алгоритм и, бывает, без подсказок, зовет других играть или ужинать.

Что бы Илья ни делал, ему всегда нужно подтверждение и одобрение со стороны. Он очень боится ошибиться и постоянно спрашивает у тьюторов: «Я правильно все делаю? Все правильно? Как порезать лимон? Какой фломастер выбрать? Какой цвет?» Хотя сам прекрасно все знает и всегда все делает верно.

Очень часто дома со стороны родителей встречается излишняя опека и поддержка, несмотря на то, что их ребенок с РАС может делать многие вещи самостоятельно, а еще у родителей не хватает сил, времени, ресурсов, чтобы учить ребенка, – проще сделать все самому.

Мы хотим, чтобы в тренировочной квартире Илья обрел уверенность в своих силах и действиях, осознал, что он может делать все самостоятельно, и научился сам принимать решения. Например, выбирать цвет фломастера.

Мастерские

Утро Ильи в Центре начинается с обхода всех мастерских. На доске с визуальными подсказками он меняет дату и день недели. Это уже стало его обязанностью. Как и всем людям с РАС, ему важно, чтобы все было последовательно и по порядку.

– Я вот сейчас буду правильно выставлять числа.

Дома перед сном Илья проверяет, чтобы все лежало на своих местах. А в Центре всегда следит за тем, чтобы стрелка на расписании стояла правильно – что сейчас, собрание или обед.

Илья посещает декораторскую, кулинарную и, конечно, графическую мастерскую.

Он хорошо запоминает последовательность действий, быстро и качественно работает над изделиями, проговаривая каждое действие: «вот тут вот наношу краску», «так вот рисуют», «так вот делают». Но, сталкиваясь с новой задачей, если нужно принимать самостоятельное решение, он теряется и спрашивает, что делать дальше. Мы стараемся предоставлять Илье выбор и давать время на обдумывание, чтобы он самостоятельно принимал решения во время работы.

Илье очень нравится работать на кухне, потому что он сразу видит результат – приготовленный обед для студентов и сотрудников. У него очень большой потенциал и интерес к работе. Наш повар начал индивидуальные кулинарные занятия с Ильей по понедельникам, когда у нас в Центре методический день, чтобы научить его готовить некоторые блюда самостоятельно от начала до конца.

В графической мастерской Илья сразу же проявил себя в рисовании. Больше всего он любит изображать растительные фигуры, цветы, деревья. Как и у всех наших студентов, у Ильи свое художественное виденье, его живописные и графические работы отличаются завершенностью.

До Центра Илья не рисовал, его мама не думала, что у него могу быть таланты. Для нее стало настоящим откровением, что Илья проявил себя в рисовании. Работы Ильи – в Эрмитаже!

На выставке «Одними красками» представлены две работы Ильи: «Анри Матисс. Гармония в красном. Фрагмент» и «Андре Дерен. Натюрморт».

Выставка продлится до 10 мая. Не пропустите.

Если вы хотите поддержать работу Центра, это можно сделать здесь.

Памятка ко 2 апреля

Скачать (PDF, 1.35MB)

Всемирный день информирования об аутизме

Приближается 2 апреля – Всемирный день информирования об аутизме!


По традиции уже четвертый год подряд мы собираемся в центре города, устраиваем представление, играем музыку, выпускаем в небо синие шары и говорим о важном. Мы хотим, чтобы люди с аутизмом получали поддержку на протяжении всего жизненного маршрута, чтобы общество научилось принимать их и взаимодействовать с ними.

Приглашаем вас присоединиться к нашему цирковому театрально-музыкальному представлению в этом году – на Малой Конюшенной с 14:00 до 15:00.

В акци примут участие:

– театр “Странствующие куклы господина Пэжо” – диковинные истории, бои на мечах, старинные танцы, розыгрыши и трюки в лучших традициях Европейского карнавала;

– молодые актеры театра “Лицедеи”;

– шоу барабанщиков Drum Time – барабанное шоу, которое содержит в себе пёструю гамму различных музыкальных стилей;

– артисты Ленинград Центра;

– и конечно – несколько слов от Любови Аркус, президента фонда и основателя Центра, и выступление оркестра «Антон тут рядом» под управлением Алексея Плюснина.

Вести праздник будет наш друг и попечитель Геннадий Смирнов.

В заключение мы выпустим в небо сотни синих шаров.

А в 21:00 исторические здания Санкт-Петербурга будут подсвечены синим светом (купол Дома Зингера, Дворцовый мост, цирк Чинизелли, ТЮЗ).

Ждём вас!

Выставка в Эрмитаже

Мы с лета долго готовились к этому событию!

31 марта в Главном штабе Государственного Эрмитажа открывается выставка “Одними красками”, приуроченная ко Всемирному дню информирования об аутизме.

Это наш совместный проект с Эрмитажем и Императорским фарфоровым заводом. На выставке будут представлены работы-реплики шедевров Матисса, Пикассо, Дерена из коллекции Эрмитажа, созданные студентами, а также фарфоровые и керамические объекты, которые одними красками расписали студенты и художники ИФЗ.

Первые три дня после открытия выставки рисунки студентов Центра будут расположены рядом с оригиналами картин в галерее памяти Щукина и братьев Морозовых.

Работы наших студентов будут выставляться в залах одного из главных мировых музеев! Получается единое инклюзивное пространство, культурное и социальное, модель тех отношений, на создание и укрепление которых направлена наша работа. Все наши проекты построены на человеческом и творческом взаимообмене между разными людьми – ребятами, сотрудниками, волонтерами, гостями, широкой аудиторией. У наших студентов мы учимся прямому непосредственному общению, открытому взгляду на мир, понимаем, взаимодействуя как важно быть тут рядом.

Выставка дает возможность увидеть точки соприкосновения между тем, что делают наши студенты, художники легендарного ИФЗ и признанные мастера живописи. Мы уверены, что это общее есть, и приглашаем убедиться в этом и вас, дорогие друзья!

После 2 апреля работы студентов переедут в Форум Главного штаба к другим экспонатам.

Выставка продлится до 10 мая.