НАШИ НОВОСТИ


Саша и его сказки

Саша – постоянный герой наших историй: он участвует во всех мероприятиях, его сказки и афоризмы хорошо знакомы всем, кто следит за жизнью Центра. Среди них немало хитовых:
— Смерть – это большой досуг.
— Так страшно жить. Давайте петь веселые песни!
— Ты самая особенная из всех возможных особ!

Я наше ваше бедствие неземное!

Саша – первый, с кем знакомятся все, кто заходит в Центр. Он сам подходит к гостю, крепко жмет руку и задает самый неожиданный вопрос: а ты маму мою знаешь? В Бога верите? А вы фея?

В младенчестве Саша пережил две клинические смерти, ему поставили много диагнозов и направили в специализированный дом ребенка. Врачи говорили: «Ему бы стоять научиться». Но благодаря силе, мужеству и упорству любящей семьи к двум годам Саша начал ходить и говорить отдельные звуки. А в три года научился кататься на велосипеде и говорить фразами.
Из специализированного детского садика Сашу выгнали за то, что он столкнул со стула мальчика, который занял его место. Саша вообще был энергичным и непоседливым ребенком, в отличие от других детей в этом детском саду. Никто тогда даже не говорил об аутизме, о работе с такими детьми, о структурировании пространства, об индивидуальных расписаниях и визуальных подсказках.
После этого с Сашей много занимались дома – музыкой, рисованием, сочинением, ходили в походы.
Саша проучился четыре класса в обычной школе, затем в центре РиМ, участвовал в проектах ГАООРДИ (Объединение родителей детей-инвалидов), жил в деревне Светлана на Ладожском озере.

В Центр пришел два года назад. Семья хотела, чтобы он смог найти себе друзей и научился взаимодействовать с людьми.

— Можно раскрасить рисунок?
— Тебя попросили нарисовать черно-белый рисунок, как же ты его раскрасишь?
— Мыслями.

Саша всегда был очень общительным и проявлял внимание к другим людям. Однажды маленький Саша ехал с мамой в автобусе и держал в руках новую любимую игрушку – рыжего лисенка. При выходе Саша неожиданно подошел к водителю и спросил: «У вас дети есть?» Водитель сказал: «Да». Саша быстро отдал ему лисенка и вышел из автобуса.
Саша может познакомиться на улице с незнакомым человеком и привести его домой. Один раз он встретил двух девушек в Эрмитаже, рассказал им про Центр, пригласил в гости, и они пришли к нам на Троицкую площадь.

Еще Саша очень часто придумывает новых персонажей и героев, он – главный фантазер и сказочник Центра. Иногда его фантазии бывает сложно отличить от реальности. Однажды весь день он говорил, что сегодня в Центр в гости придут его знакомые немцы, и задавал всем одни и те же вопросы: что вы будете делать, когда они придут? Как вы их встретите? Все были уверены, что это выдумка. Каково же было всеобщее удивление, когда в Центр зашли парень и девушка и спросили с акцентом: здравствуйте, здесь Саша Другов?
— О, мои друзья пришли! – встретил их Саша.
Немцы оказались волонтерами, которые познакомились и подружились с Сашей в деревне Светлана. Ребята ненадолго приехали в гости из Германии и решили навестить старого друга – принесли Саше его любимый маковый рулет.

Несмотря на богатое воображение, общительность и открытость, в общении Саша часто ограничивается повторяющимися фразами и стереотипными темами. Он устанавливает контакт с человеком спонтанно, исходя из того, что ему интересно, и не всегда поддерживает обычный диалог, возвращаясь к одним и тем же вопросам. Очень часто его желание привлечь к себе внимание становится разрушительным и негативным: в фильме «Антон тут рядом», например, видно, как он провоцирует Антона, задает ему неприятные вопросы. Из-за этого Сашу нигде долго не принимали, он нигде не мог удержаться надолго, пока не пришел к нам в Центр. (Забегая вперед – теперь Саша один из немногих студентов, который может мотивировать Антона Харитонова участвовать в групповом занятии – «Пойдем, друг, а?»).

Сашина болтовня и бесконечные вопросы первое время сказывались и на его работе в мастерских Центра: он не мог включиться в процесс, постоянно отвлекался, делал все долго и некачественно.

Тогда мы начали использовать таймер и договариваться с Сашей, что за 15 минут он должен, например, нарезать салат или раскатать пласт глины, и только после этого можно будет поговорить. А еще мы заметили, что Саша лучше работает под музыку. Очень часто из мастерской, где он работает, доносится «комбат, батяня, батяня, комбат» или «прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете».

Мы стараемся давать Саше инструменты, чтобы он разграничивал свои фантазии и реальность и направлял свою энергию на творчество – сочинение стихов, рассказов, рисование, и на реальное общение, учитывающее интересы других людей.

Саша много всего умеет – это большая заслуга семьи. Мама Татьяна занималась с ним с самого детства, а в прошлом году она начала вести в Центре занятия по сказкотерапии. Задания – самые разные: придумать продолжение к началу сказки, сочинить хокку, нарисовать варианты решений к вопросу.

Вот один из философских рассказов Саши:
Жил-был карандаш. Он был не острый. Однажды в парке «Лесок» он увидел точилку. Точилка была не в духе. Пришлось карандашу не точиться. Заплакал карандаш – как я буду не острый. Так и остался тупым на всю жизнь!

А плакать надо?

А в общении мы стараемся находить новые для Саши темы разговора и развивать их, обращаем его внимание на то, что интересно другим студентам, говорим с ним о его друзьях и других людях.

Постепенно Саша учится проявлять внимание к другим, не только спонтанно, как в истории с игрушкой, и не только негативно, как в фильме, но и включаться в обычный диалог.

В Центре Саша нашел значимых для себя людей – Машу, Максима, тьютора Таню, которой он сам впервые в жизни купил цветы на день рождения. А прошлой осенью Саша по-настоящему подружился с Мишей. Об этой паре можно рассказывать много! Они прекрасно дополняют друг друга – экспрессивный, напористый Саша и интеллигентный, мягкий Миша. Они вместе в Центре, вместе уходят домой. Даже голову держат похоже – Мишина немного наклонена вбок как будто от застенчивости, а Сашина – как будто от любопытства.
Серьезный Миша чувствует ответственность за своего безрассудного друга, следит за ним, дает советы и иногда подшучивает:

– Миш, мы друзья?
– Саш, конечно, друзья, ты уже сто раз спрашивал.
– А плакать надо?
– Не отвлекай меня, друг. Я должен за тобой внимательно следить, как за маленьким, потому что сахар – твой любимый продукт.

– Миш, представь, если бы я жил всегда с тобой вместе.
– Ну хорошо, друг, ты весёлый.
– И как бы тогда было?
– Так же, как и сейчас, Саш. Я бы напоминал тебе бриться, чтоб ты не зарос весь бородой.

Это Миша рассказал Саше про фейскую сущность девушек – Миша в ней не сомневается. Для Саши это не такой очевидный факт, поэтому у новых знакомых-представительниц прекрасного пола он сначала спрашивает: «Как тебя зовут?», а потом уточняет: «А ты фея?»

В последнее время Саша начал вести в Центре групповые занятия. Это огромное достижение. На занятиях нужно определять тему, задавать ребятам вопросы (например, что вы делаете в свободное время? Как вы празднуете Новый год?) и самое главное – выслушивать их ответы, не перебивать и поддерживать диалог. Саша начал справляться с этим.

А еще скоро придет Сашина очередь пройти смену в Тренировочной квартире.

Мы счастливы, что каждый день сталкиваемся с Сашиным миром сказок, героев, приключений, что слышим их с Мишей искренние и в то же время наполненные юмором диалоги, что тренируем Сашины навыки общаться и находить новых друзей.

Катя и ее волшебная страна

При знакомстве Катя производит впечатление серьезной, основательной и молчаливой девушки. Вообще она очень высокая и крупная. Но глаза у нее детские. И если проявишь интерес и начнешь разговор – она расскажет, какой наряд выбрала и какие украшения к нему, какой праздник она ждет, куда хочет поехать на бал.
Кате 21 год, она очень любит мультики, сказки про принцесс, праздники.
«Буду ездить с мамой на карете!» – поделилась она однажды своими планами.

У Кати, как у многих наших студентов, ограниченный круг интересов. Катя хорошо говорит о том, что ей интересно, может долго рассказывать про снежинки, лошадей и платья. Но поддержать диалог на другую тему, ответить на отвлеченный вопрос, обратиться к малознакомому человеку уже сложно.

В мастерских она тоже увлеченно и хорошо работает, только если ей интересна тема. Либо рисует свои фантазии. На одном занятии в графической мастерской Катя рисовала морской мир – развила рассказ на бумаге про жизнь кита и его окружение, потом изобразила себя в виде русалки с царем морей.

Катя говорит односложными фразами, но они дают полное представление о том, что Катя хочет сказать.
Именно с диалога Кати и нашего тьютора начался, например, факультатив по туризму, который перерос в выезды за город и организацию летнего палаточного лагеря.
Катя, как обычно, рассказывала о своих желаниях – хочу поехать в лес, буду спать, буду спать в спальнике, буду сидеть у костра. Мы спросили у Кати, ездила ли она уже, раз так хорошо все знает. Она ответила да, хотя потом оказалось – вовсе нет.
Но заразились идеей – так и начался туризм. У самой Кати не оказалось желания на него ходить – соединить идеальный костер и палатки с реальностью не получилось.

«Антон, воды!»

Катя начала ходить в Центр два года назад. После окончания школы она несколько лет сидела дома – некуда было пойти. В Центре Катя учится взаимодействовать с другими людьми, приобретает трудовые навыки.

Живет она далеко, до Центра добираться несколько часов, поэтому приезжает несколько раз в неделю.

За это время в Центре у Кати появились значимые, близкие люди, особенно среди мальчиков. Катя – настоящая кокетка и принцесса. «Пить хочу, Миша, налей мне воды, пожалуйста!», «Илья, вилку!» – наши студенты выполняют маленькие капризы Кати. А когда она чем-то расстроена, то успокаивают ее. «Кать, ну ты чего, Кать, не плачь!».

Кате сложно регулировать эмоции. Если ей плохо, то она плачет и ей никак не успокоиться. Если ей радостно, то она смеется, хихикает, сжимает кулачки, долгое время не может ничего делать.

Например, Катя на протяжении долгого времени хотела быть дежурной – дежурные в Центре готовят большой зал к обеду, расставляют столы, стулья, тарелки, убираются после обеда. Каждый день назначаются новые дежурные по очереди. Катя часто опаздывала и пропускала распределение. Для Кати это было трагедией на весь день, ей сложно было взять себя в руки – плакала навзрыд, рисовала повязку дежурного на бумаге.

Когда, наконец, мечта Кати сбылась и она получила заветную повязку, она так же не могла успокоиться две мастерские подряд – теперь уже от счастья. Смеялась, была рассеяна, постоянно отвлекалась, постоянно привлекала внимание к своей повязке – «туго», «слетает».

Сначала – как и с туризмом – повязка дежурного была для Кати символом – ответственности и самостоятельности. Ей было никак не перейти от идей и эмоций к действиям. Мы проговорили с Катей последовательность простых действий, из которых складывается дежурство, в большом зале у нас висят визуальные подсказки. И в этом году она начала включаться в процесс дежурства по-настоящему, пока еще с подсказками и постоянным комментированием действий – расставлять стулья, раскладывать тарелки, вилки, ложки, вывозить тележку с едой.

Средняя группа

Чтобы наладить общение с Катей, важно убедиться, что она слышит вас, сократить дистанцию во время разговора, попросить Катю посмотреть в глаза, переспросить, что она поняла.

В этом году Катя начала ходить в среднюю группу. На занятиях студенты занимаются как раз тем, что учатся говорить о себе, о своих желаниях и переживаниях. Как сказать, что ты устал; что делать, когда ты злишься. Катя пока различает только два состояния – хорошо/плохо. Она не может определить, например, что устала или злится.

Еще на средней группе проходят круги общения – определяют ближайшее окружение, семью, друзей, знакомых и незнакомых. Ребятам бывает сложно понять, как вести себя с другими людьми. Мы проходим правила общения – с членами семьи можно обняться, поцеловаться. С друзьями – пожать руку, погладить плечо. Катя пока часто нарушает правила – от переизбытка эмоций она любит обнимать людей, которые ей нравятся. Но учится понимать себя.

На последних занятиях, например, студенты отрабатывали вопрос – можно выйти и можно войти? – проговаривали вопрос, использовали визуальную подсказку, проигрывали с каждым студентом ситуацию, когда нужно, например, постучаться в мастерскую и попроситься войти. Кате всегда было сложно обратиться к кому-то с просьбой, инициировать диалог. И тут Катя начала сама спрашивать разрешения, чтобы выйти, или попросить подвинуться. Но самое важное – она начала переносить этот навык с группового занятия в другую обстановку – в мастерскую.

Новый год

В последние выходные перед Новым годом мы захотели рассказать именно про Катю, потому что она больше всех, наверное, ждет Деда Мороза, украшения елки, подарков и волшебной сказки.
Когда Новый год наступит, Катя будет ждать нового праздника – свой День рождения.

Мы работаем для того, что маленькая девочка Катя делилась своими фантазиями и через общение включалась во взрослую жизнь, узнавала правила общения, училась регулировать свои эмоции и находила больше значимых для себя людей.

Если вы хотите помочь работе Центра, то это можно сделать здесь.

Сегодняшний рассказ не совсем обычный – посвящен подопечному другого фонда. Но мы, с согласия родственников, решили рассказать эту историю (заменив имя и некоторые обстоятельства), потому что это еще и очень яркая история про то, как это важно и в то же время абсолютно возможно – сделать непростую жизнь человека с расстройством аутистического спектра, которая становится еще сложнее в период болезни, понятнее и легче для него самого. И в какое отчаяние родственников приводят проявления, с которыми можно и нужно работать – если знать, как.

Миша сейчас проходит лечение при поддержке нашего дружественного фонда. Это длительная госпитализация, курс лечения сложный.
Наши коллеги обратились к нам, потому что в клинике, куда госпитализировали Мишу, возникли, вдобавок к его заболеванию и реакции на лечение, дополнительные сложности. И стало понятно, что точно надо что-то делать.

Мише 9 лет, у него нет речи. По словам врачей, Миша никого не слушался, убегал. Непонятно было, как понимать его поведение, как понять, что он чувствует, из-за чего капризничает, как найти способ донести до мальчика, что и почему от него требуется…

Наш тьютор и тренер программы для родителей съездила в больницу, и вот что удалось выяснить у родственника, который навещает Мишу.

Семья Миши живет в небольшом провинциальном городе. До 2 лет Миша казался обычным ребенком – немного отставал в речевом развитии. Говорил только простые слова – «мама», «папа». Ходил в сад.
А когда ему исполнилось три года, отличия от ровесников стали очевидными. В это время ему диагностировали аутизм.
Специалисты сказали, что Мишу ничему не научить, и посоветовали родителям отдать его в интернат для особых детей, где лучше смогут помочь.
Родители были растеряны и поверили специалистам. С трех лет Миша жил в интернате. А на лето приезжал к бабушке с дедушкой. Мама тем временем завела другую семью, родила ребенка, Мишей не занимается – он совсем не слушался ее, интернат не помог, вопреки обещаниям врачей, у нее, как это часто бывает, не хватило душевных сил выдерживать это отчуждение собственного ребенка.
А что в интернате? В интернате ему прописывали нейролептики, которые подавляли активность. Проще говоря, Миша лежал и ничего не делал. И с каждым летом становилось все хуже – Миша больше уходил в себя, не выходил на контакт, не включался в какую-либо деятельность.

С Мишей никто никогда не занимался. Просто не знали как. Родные ничего не знают про аутизм, считают, что если Миша не произносит слова, то ему никак не объяснить, к примеру, что такое «синее» или «желтое». Ведь врачи из раза в раз говорили – «необучаемый, ничего не сможет». Родственники смирились с этим.

Наташа встречалась с Мишей два раза. У Миши есть бытовые навыки – он ест, одевается, ходит в туалет. У него очень хорошая память. Развито совместное внимание – чтобы установить с Мишей контакт на первой встрече, Наташа начала скатывать шарики из пластилина и прилеплять к листу, Миша понаблюдал и сам стал брать из ее рук шарик и класть на лист. Ждал, когда скатают следующий, снова брал и приклеивал. Так случилось Наташино первое с ним взаимодействие.

В день второй встречи у Миши была тяжелая процедура. Он был очень вялым. Поиграть с ним не получилось. Но он узнал Наташу, взял у нее сок и дольше, чем в прошлый раз, смотрел на нее.

В Мишином случае требуется проделать огромный объем работы – начальное установление контакта (для этого послужили совместные игры на полу в лего и машинки, постепенный переход на игры за столом), наблюдение, составление индивидуальной программы, введение карточек, с помощью которых он сможет общаться, введение визуальной поддержки и расписания, которые помогут понизить его тревогу и беспокойство.

Сейчас у Миши очень тяжелый период лечения, ему труднее воспринимать информацию, чем обычно. Но даже в этом тяжелом состоянии – он откликается и идет на контакт. Он ему очень важен. Больше, чем нам с вами. Мише очень важен понимающий человек рядом. А родным очень важно понимать Мишу.

Мы пока не знаем, что будет дальше. Мы, конечно, продолжим поддерживать Мишу и его семью в этот сложный период.

Мы только точно знаем, что, если бы у Мишиной семьи в руках были эти инструменты, если бы Мишиных родителей поддерживали поведенческие специалисты – то, возможно, не было бы принято трагическое решение, за шесть лет Миша мог бы начать ходить в школу, говорить – или общаться с помощью инструментов дополнительной коммуникации, ходил бы в музеи, катался с горки, путешествовал, ел мороженое – делал все то, чем живут мальчишки его возраста. Вместо этого в Мишиной жизни был интернат, лекарства, все менее восприимчивые каналы восприятия, нарастающая тревога из-за взаимного непонимания с окружающими, одиночество без мамы. И болезнь, с которой ему приходится бороться – из глубины своего одиночества и отчуждения.

И начинать эту работу необходимо с раннего детства. Среди людей с аутизмом нет необучаемых, есть нехватка знаний у специалистов и родителей, страх перед неизвестностью – и неумолимый ход времени, которое наверстать бывает очень трудно.

Мы пишем о системной работе – и всегда кажется, что необходимость в ней менее острая, чем в срочных операциях. Нам кажется, эта история показывает, как важна эта самая системная работа. История не закончилась, а в ней уже столько боли и столько жертв непонимания: родители, ребенок, бабушка с дедушкой. Понятно, как помочь Мише победить его болезнь. И мы верим в то, что у него получится. Невозможно предложить семье быстрый и понятный выход из ситуации, которая связана с его аутизмом. Но из этой ситуации не менее важно выходить.

Мы продолжаем собирать средства на один цикл работы русского тренинга EarlyBird фонда «Обнаженные сердца» для родителей детей-дошкольников с аутизмом, которая помогает понять, что такое аутизм, и дает инструменты для работы с ребенком.

Цитаты студентов в исполнении наших друзей

Друзья, смотрите, кто сегодня тут рядом с нами!

Студенты Центра дарят нам с вами свои необыкновенные мысли в своих необыкновенных высказываниях, и вот они уже становятся словами прекрасных известных людей, которыми они делятся с нами.

СПАСИБО!
Борис Павлович, Леонид Федоров, Святослав Довбня, Михаил Кривонос, Геннадий Смирнов, Светлана Бондарчук, Лидия Федорова, Григорий Свердлин, Инна Степанова, Алена Долецкая, Светлана Иванова, Ольга Дыховичная, Рейф Файнс, Ольга Маркес, Данила Козловский, Геннадий Йозефавичус, Авдотья Смирнова, Анастасия Залогина, Инна Монова, Паулина Андреева, Фёдор Бондарчук, Екатерина Мцитуридзе, Константин Хабенский, Женя Любич, Ксения Раппопорт, Елена Грачева, Татьяна Морозова, Екатерина Шульман

День рождения Центра

Вот и наступил наш день рождения – #3годатутрядом. Вроде бы совсем немного, но за это время мы с ребятами прошли большой путь. Все это благодаря вам, дорогие друзья! Без вашей поддержки, регулярной и разовой помощи работа Центра, развитие его программ, открытие новой площадки не были бы возможны!

Две площадки Центра, две тренировочные квартиры, выход ребят на открытый рынок труда, спектакль с БДТ, пять летних лагерей, включение ребят в социальную и культурную жизнь – экскурсии и походы, программа для родителей детей-дошкольников, детская студия анимации, занятия для подростков с РАС, запуск программы ‘Обнаженных сердец’ для детских садов. Впереди еще очень многое предстоит. Наша цель — сделать те программы, которые работают и помогают людям с РАС, доступными как можно большему количеству семей. Сделать так, чтобы люди с аутизмом получали поддержку на протяжении всего жизненного маршрута.

Спасибо вам, дорогие наши попечители, родители, жертвователи, волонтеры, партнеры!
Спасибо всем-всем нашим друзьям и гостям, которые приходят в Центр и видят, как важно быть тут рядом!

Наш дорогой друг Данила Козловский с поздравлениями и рассказом о том, как все начиналось.

Паша и его новая планета

1 декабря в прокат вышел документальный фильм «Анимированная жизнь» про молодого человека с аутизмом Оуэна. История долгого и сложного пути героя и его семьи – от полной потери Оуэном речи и какого-либо контакта с окружающими до его самостоятельного проживания и поиска работы. Фильм о том, как отважным и любящим родителям удалось подобрать ключ к миру неговорящего ребенка – им стали диснеевские мультики. Пробить стену молчания и отрешенности, установить связь с сыном и помочь ему общаться с внешним миром.

Посмотрите фильм, чтобы узнать, через что приходится пройти семье, в которой появляется особенный ребенок, и какое счастье – слышать его первые слова и видеть его первые самостоятельные шаги.

Или прямо сейчас – познакомьтесь с сегодняшним героем Пашей.

p5m3a4mbacs

Паша был активным ребенком, начал говорить, как и все обычные дети, но к трем годам стал замыкаться, у него ухудшилась обращенная речь и зрительный контакт. Речь не пропала – но говорил Паша очень мало, не позволял себе ошибок. Обычно дети, когда учатся говорить, путают слоги, буквы, падежи, используют вымышленные слова. У Паши такого не было – он мог долго молчать, а потом выдать целое предложение. Чаще всего это были цитаты из мультиков и фильмов.

Как и в «Анимированной жизни», мультики (нечто неизменное и постоянное) помогали Паше ориентироваться в постоянно меняющемся мире и давали инструмент для общения с ним. Например, игра на речке сопровождалась цитатой из мультика «Помогите, я рыба!».

В возрасте, когда все дети учатся читать, Паша не проявлял к этому интереса. Представляете удивление и радость родителей, когда однажды на вокзале Паша вдруг остановился и прочитал целое предложение из объявления?

Стало понятно, что в Паше очень много внутренних ресурсов. Родители поняли – нужно принимать его таким, какой он есть, и в то же время общаться с ним, как с обычным человеком, равным партнером.

Паша начал выходить на контакт, отвечать на вопрос, реагировать на обращение. Занимался в фонде «Отцы и дети», ездил в лагерь на Онегу, учился в коррекционной школе №46.

Конец Мелового периода, или Филармония на новый лад

У Паши богатая фантазия – он сочиняет истории, пишет романы, рисует. С детства любит динозавров – он лепил их из пластилина, давал им названия, имена, придумывал им характер и истории.
Сейчас Паша пишет сценарии для документального фильма «Планета динозавров», расписывает серии, указывая время и место действия (Меловой или Юрский период) и действующих лиц – вымышленных и настоящих динозавров. Последний сценарий он представил на анимационном факультативе для взрослых, который у нас начался в прошлом месяце.

А вот несколько строк из программки «Филармония на новый лад»:
1 акт
— два волшебника. Музыка: Поля Дюки «Ученик Чародея» (в стиле «Симпсонов»)
— гадкий утенок (По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена). (Музыка: Игоря Стравинского из балетов «Весна священная» и «Жар-птица»).

Паша начал ходить в Центр в прошлом учебном году. Сначала на факультатив по керамике. В выборе занятий он сразу показал самостоятельность. Паша сам может оценить свое расписание, прислушаться к своим желаниям и отказаться, например, от нового факультатива, который мы ему предлагаем.

Тренинг по социализации в нашем Центре по трудоустройству Паша выбрал сам.

«Я бы очень хотел поехать в Москву…»

Если вы попросите Пашу сделать что-то в первый раз, то встретите сильное сопротивление. Паше очень трудно дается первый шаг, что-то новое.

Пашина самостоятельность в быту – результат большой работы семьи. Он умеет стирать, готовить, убирать, ходить в магазин. Но прежде – нужно было очень долго просить, уговаривать, показывать.

Ребята с аутизмом живут и действуют в рамках знакомых алгоритмов. Чтобы расширить их репертуар навыков и сценарии их поведения в различных ситуациях, требуется серьезная и системная работа. Именно поэтому Паша очень самостоятельный в рамках только тех ситуаций, когда результат действий для него предсказуем. Однажды, когда он возвращался домой, все троллейбусы отменили. Паша ждал на остановке, и только из-за невыносимой жары спустя несколько часов позвонил родителям. Паша был настолько взволнован, что сориентировать его по телефону было невозможно, и родители приехали за ним.

Паша теряется не только в новых ситуациях, но и в общении – что нужно говорить, почему прикидываться спящим на собеседовании неприемлемо, даже если очень хочется, как начать диалог с новым человеком, как завести друзей, какие бывают градации отношений – семья, друзья, знакомые, коллеги, незнакомые люди на улице.

Сейчас Паше 20 лет. Он учится в колледже ПетроСтройСервис на маляра и после окончания хочет найти настоящую работу по профессии. До этого Паша пробовал учиться в колледже паркового хозяйства на садовода – ему было сложно, родителей сразу предупредили, что перспектив на трудоустройство нет. Паша поменял колледж и начал ходить на практические занятия по развитию социальных навыков к нам на новую площадку – в Центр подготовки к трудоустройству. Чтобы научиться более сложной социализации, которая требуется на настоящей работе, более гибким жизненным сценариям, чем бытовое общение.

На занятиях ребята учатся рассказывать о себе, составлять резюме, звонить работодателю, проходить собеседование. Занятия проводит наш волонтер, опытный бизнес-тренер и рекрутер Полина Степанова.
На первых занятиях Паша не знал, как себя вести, на все вопросы он отвечал зачином какой-то фразы из книги: «Межнациональные отношения разных стран…». Мы прописали с ним структуру рассказа. Теперь Паша смотрит в план и сам рассказывает, кем хочет стать. На днях рассказывал про то, как устанавливать маяки и выравнивать стены. А еще – «Я бы очень хотел поехать в Москву и снять там квартиру. Но у меня нет денег. Но я продолжаю мечтать».

Последнее сочинение Паши можно увидеть на фотографии.

hgak5watfy

Паша и его любящая семья прошли очень большой путь. На этом пути Паше и его родителям нужна поддержка – развитая, поддерживающая инфраструктура, открытое общество, лояльные компании и работодатели, возможность автономного сопровождаемого проживания и ресурсные центры развития и подготовки ребят к большой, самостоятельной жизни.

Если вы хотите помочь работе Центра подготовки к трудоустройству, поддержите нашу кампанию на «Планете».

Отчет за ноябрь

Наш отчет за ноябрь – по ссылке.

Андрей и его трудовые будни

sta2r2lhk8i

Андрей пришел в Центр «Антон тут рядом» в сентябре 2015 года. За учебный год он успел поработать во всех мастерских, причем в каждой из них показывал очень хорошие результаты – быстро запоминал, что нужно делать, легко переходил к более сложным этапам и начинал выполнять все сам. В керамической мастерской через несколько занятий сделал тарелку и вазу, в швейной – ровно и аккуратно прошивал, строчил и даже работал на швейной машинке (не все наши студенты допускаются до этой работы), в графической – за один день освоил переплет.

Андрею всегда нравился ручной труд. Он мастерил и шил и дома, и в специальной школе, где он учился.
Андрею сейчас 27 лет. Он очень самостоятельный молодой человек – моет посуду, подогревает еду, может сходить в магазин за мелкими покупками, звонит маме, чтобы отчитаться, где он, самостоятельно передвигается по городу.
Наши студенты разные – многие не могут сконцентрироваться на действии больше пяти минут, кто-то не может удерживать в руках мелкие предметы, а кто-то нервничает, когда в расписании что-то меняется.
Казалось бы, Андрей мог попробовать найти на работу, получать зарплату и быть включенным в жизнь и общество.

— Привет.
— Не привет.

Но Андрею сложно общаться. Первые недели в Центре он не разговаривал совсем, не отвечал на вопросы и искал уединения. Не потому что он не знает слов, а потому что ему сложно выходить на контакт с другими людьми, он начинает нервничать, когда к нему обращаются. Очень часто можно было увидеть Андрея блуждающим по коридору и ворчащим что-то себе под нос. Если ему задавали вопрос, он сильно напрягался, корчил гримасу и уходил.

Через какое-то время Андрей освоился в Центре и стал отвечать на вопросы, поначалу односложно – да/нет, хочу/не хочу. Все началось с мастерских, где он работал, когда вокруг находилось не так много людей. Он не мог сказать, что закончил работу, не спрашивал, что делать дальше. Но – мог ответить на вопрос.

Иногда бывало видно, что ему нужен, например, шликер, но он молчал и ждал. Только когда его спрашивали – что будешь лепить? понравилось? – отвечал односложно.

Так же и с групповыми занятиями, в котором участвуют почти все студенты. Андрей не включался в диалоги, уходил после заданного вопроса, нервничал, когда к нему обращались.
Со временем Андрей привык к людям вокруг него, стал спокойнее реагировать на обращенную речь и мог сказать: «Я не хочу отвечать». Он научился показывать свои чувства на шкале эмоций. (Ребята часто не могут объяснить, какие эмоции они испытывают, мы проводим специальные занятия, чтобы они научились их показывать, и даем им инструменты.) Чаще всего у Андрея была злость, мы проговаривали, что в этом случае можно уйти и посидеть одному в тишине.

Я хочу рисовать

Семья Андрея хотела, чтобы в Центре он получил рабочие и профессиональные навыки для дальнейшего трудоустройства. Когда в октябре мы запустили Центр подготовки к трудоустройству, Андрей стал одним из главных кандидатов на переход на вторую площадку.

Сейчас Андрей четыре раза в неделю работает в переплетной мастерской. В первом Центре в графической мастерской, когда ему давали выбор – печатать на ткани, рисовать, делать блокноты – Андрей с удовольствием выбирал работу с блокнотами, а рисовал по настроению. Было понятно, что он может стать эффективным сотрудником на производстве.
Во втором Центре произошли изменения, которых никто не ожидал – Андрей стал больше говорить. В Центре по трудоустройству рабочая атмосфера – в мастерской находятся мастер, волонтер и три студента, все сосредоточены на работе. Андрей стал раскрываться – начал говорить о своих желаниях (о том, что устал, например), объяснять свои действия – какой материал ему нужен, что он будет сейчас делать. Если раньше он мог сказать только слово «рисовать», то сейчас говорит целое предложение – «я хочу рисовать».

Это не значит, что Андрей теперь сам начинает диалог, стал открытым и сложности в коммуникации исчезли. В коридорах он по-прежнему молчит и злится, когда вокруг становится шумно. Но он понемногу стал включаться в общение и реагировать на него спокойнее.

Андрей ходит на коммуникативный тренинг, который ведут актеры Небольшого драматического театра в пятницу после рабочего дня в качестве дополнительных занятий. Андрей смог выдержать целое занятие, никуда не ушел – это большой шаг! Занятия проходят в формате актерских матер-классов – задания на взаимодействие друг с другом, придумывание образа. Например, рассказать, что ты любишь в зиме, или сделать этюд с другими студентами. На последнем занятии изображали новогоднее застолье – Антон делал вид, что накрывает на стол, а Андрей и Кирилл сидели за столом и помогали ему.

Это маленькие шаги к большой победе. Андрей со временем привык к Центру и к людям, а значит – сможет освоиться и на новом рабочем месте. Да, первое время он может молчать, ворчать и нервничать. Но с помощью сопровождения со стороны Центра, открытости и готовности к сложностям со стороны работодателя Андрей может работать, обеспечивать себя и полноценно включиться в жизнь.

Если вы хотите помочь работе Центра подготовки к трудоустройству, вы можете поддержать сборы на «Планете».

Швейная мастерская

Друзья, наша швейная мастерская теперь может принимать большие заказы!

Дополнительная мощность появилась у нас благодаря открытию второй площадки – Центра подготовки к трудоустройству. Он предназначен для ребят, которым еще рано выходить на открытый рынок труда, но самое время к нему готовиться – развивать чувство ответственности за то, что они делают, и осознавать, что у их работы есть денежный эквивалент – ребята будут получать зарплату, размер которой будет зависеть от выработки.

Кроме этой дополнительной мотивации скорость производства увеличивается и за счет того, что в новой швейной мастерской занимаются ребята, которые уже отлично работают на швейных машинах с минимальной помощью мастера.

На все вопросы о заказах текстиля – сумок, рюкзаков, подушек, косметичек – ответит Юлия ([email protected]).

Из-за того, что работа идет теперь очень быстро, нам нужны дополнительное оборудование и расходные материалы для швейной и столярной мастерских – средства на них мы собираем здесь.

Денис и его космос

yhmwuxx3psk
«Космос больше чем мне
это чувство неожиданности какой-то
у меня такое ощущение духа
там нет там плывешь хотя есть планета земля».

У каждого нашего студента есть свой канал связи с внешним миром, способ взаимодействовать с реальностью.
У Игоря – это телефон, он общается опосредованно – набирает на телефоне то, что хочет сказать.
Даша познает мир на ощупь, на вкус. Она изучает, из чего состоят игрушки. Может их порвать, а потом сшить – это Дашин способ протянуть мостик между собой и вещами, которые ее окружают.
Для Ани знакомый и безопасный мир сводился к ее сумке, она долго не выходила на контакт с большим окружающим миром. Здорово, что со временем эта сумка стала средством коммуникации – ей захотелось показывать другим людям, что в ней лежит.

У Дениса – это его тексты без знаков препинания. Его космос состоит из текстов, а тексты часто бывают о космосе, но не только.

Когда Денис что-то хочет сказать человеку или о человеке, поделиться чем-то или проявить симпатию – он пишет письма сотрудникам и студентам.

«Елена самая лучшая и хорошая женщина Елене желаю счастье здоровье не болела часто и желаю Елене крепкой любви и хорошой дружбы поздравляю Лену с днем рождения и желаю лучше всего хорошего…» –аккуратным почерком обычно заполняется весь лист.

Когда Денис переживает из-за событий, которые происходят в мире – он пишет тексты.

«утро взорвался троллейбус погибли 23 человека и сгорел автомобиль… ужас все было утром люди плакали страдали» – это текст про теракт в Волгограде. Денис написал его на деревянной игрушке. Не по задумке мастера. Просто Денис в тот день работал в декораторской мастерской и написал то, что его волновало и тревожило.

Но письменные тексты для Дениса – не только выражение его эмоций и способ справиться с тревогой и волнением. Это, как мы сказали, вообще инструмент взаимодействия с внешним миром, связь с вещами и людьми , структурирование времени и всего объема информации через описание.
Любимое задание Дениса на мастерских – написать рассказ и нарисовать к нему рисунок.
Тексты появляются во всех мастерских, где работал Денис – в графической, декораторской, гончарной, где он расписывал керамические изделия.

Закон и порядок

Совсем недавно Денису исполнилось 34 года. Он пришел к нам в Центр два года назад с тем же запросом, как и многие наши студенты, – выйти за периметр четырех стен, работать, общаться с другими людьми. Единственным местом, куда до этого выходил Денис, были занятия в социальном центре Каритас.

Денис в нашем Центре – блюститель порядка. Он очень не любит неточность и нервничает, если расписание меняется или что-то происходит не вовремя – в Центр никогда не опаздывает, приходит один из самых первых.
Так же как его тексты упорядочивают его космос, сам Денис пытается упорядочивать все вокруг. У него очень твердые представления о порядке, правилах поведения и хорошем тоне. Например, Денис всем говорит, что курить категорически нельзя, и аргументация у него железная – «вы умрете!» Когда кто-нибудь нарушает правила – например, слишком громко разговаривает – он бурно высказывает свою позицию, призывает нарушителя к порядку и даже просит «не позорить Центр». Сейчас он стал мягче и на мелкие нарушения порядка уже может закрывать глаза. Это означает, что амплитуда его восприятия внешнего мира увеличилась, социальные представления стали шире.

В мастерских, помимо написания текстов, Денис чаще всего стремится выполнять знакомое и любимое простое задание – складывание листов для блокнотов и тетрадей. Тоже своего рода упорядочивание – четкая механическая работа. Он лучше всех умеет обращаться с бумагой – сшивать тетрадные блоки.

Денис любит красивых людей и красивую одежду и сам всегда следит за своим внешним видом. Подмечает кто во что одет, даже дает указания – «Ксюша, придите завтра в красном платье!»

При всей своей педантичности и четкости Денис очень часто может быть отключенным от процесса, зацикливаться на какой-нибудь вещи. В прошлом учебном году Денис ходил в Эрмитаж вместе с остальными студентами. Он был очень рад, что оказался в музее, потому что это соответствует его представлениям о чем-то хорошем, правильном и приличном. Однако быть включенным, фокусировать внимание на экскурсии ему не удавалось.

Когда Денис попадает в новое место или встречается с новыми людьми, он не знает, как начать разговор, и обращается к своим стереотипным сценариям – просит посчитать пальцы на руке. Их должно быть десять, потому что все в этом мире должно быть по порядку.

Так было и с новой площадкой, когда Денис перешел в Центр подготовки к трудоустройству. Новое расписание, новый формат работы. Ко всему нужно было привыкнуть – Денис первое время говорил свои стереотипные фразы, часто «залипал» и не шел на контакт.
В графической мастерской Центра «Антон тут рядом» Денис аккуратно работал с бумагой, сшивал блоки – мы видели, что у него есть потенциал самостоятельно выполнять разные этапы работы по созданию блокнотов и тетрадей, освоить специальность и в дальнейшем пробовать найти работу.
Вскоре после перехода на новую площадку он освоился, познакомился с новыми студентами, и сейчас три дня в неделю работает в переплетной мастерской – относится ответственно к выполнению задач, ознакомился со всеми этапами, начал последовательно выполнять их и, конечно же, продолжает писать тексты. Сейчас – про приближающийся Новый год, зиму и снег.
Изменился формат работы – жесткий график, постановка задач на день и контроль выполнения – условия приближены к полноценной работе на производстве. Денис привыкает, что по утрам нет танцевальных кругов, звонков на мастерские и групповых занятий. А еще присматривается к мастерской растениеводства – она его тоже заинтересовала.

Мы работаем для того, чтобы студенты искали способ взаимодействовать с миром, приобретали специальность, развивали социальные и трудовые навыки, включались в жизнь и в общение, при этом, не теряя свой космос, делились с нами и вами своим взглядом на мир.

Если вы хотите помочь работе Центра подготовки к трудоустройству, вы можете поддержать сборы здесь.