НАШИ НОВОСТИ


Саша и его композиции

Саша приходит в Центр одним из первых и ждет начала занятий на диване в холле. Мы едва ли не впервые услышали от него первые слова, когда он показал администратору Юле на велосипед и сказал, что тоже любит кататься. От мамы мы знали, что с ней Саша разговаривает, о многом рассказывает, но сами никогда этого не видели. В Центре, в новом месте и с новыми людьми, Саша только расплывался в широкой улыбке, как часто делают стеснительные люди, и молчал. При этом было видно, что общаться ему очень хочется, но эмоции от ситуации общения так сильны, что заговорить было очень трудно. В первое время в Центре Саша был очень скован, а в ответ на обращение зажмуривался и молчал. Чтобы облегчить для него общение, мы предложили ему карточки – для начала просто «да» и «нет», чтобы показывать на них, а не произносить нужное слово. Вопреки довольно распространенному мнению, использование карточек не тормозит развитие устной речи, а наоборот поддерживает его.

Уже в первый месяц Саша начал идти на контакт, здороваться – сначала шепотом, едва слышно. И это произошло не сразу: сначала Саша просто молча вставал рядом с человеком, улыбался и ждал, что с ним заговорят. Мы стали учить его тому, как можно привлечь внимание – тронуть человека за руку или за плечо и потом уже пожать руку.

Саша начал пользоваться коммуникативной доской – таблицей со словами-карточками, которые человек чаще всего использует, – для каждого такая доска составляется индивидуально. У Саши там есть «да» и «нет», «привет», «мне нравится», названия цветов. С их помощью в мастерской он может сказать, какой краской хочет сейчас рисовать. Доска поддерживает устную речь: можно показать на нужное слово и одновременно шепотом его произнести. Другой способ поддержки – произнести фразу хором с тьютором.

Стеснительность у Саши сочетается с огромным интересом к окружающим. Он внимательно следит за всем, что происходит вокруг, и если случается что-то действительно заслуживающее внимания, преодолевая смущение, комментирует это вслух, иногда даже не шепотом, а в полный голос.

Неудивительно, что его очень тянет к другому Саше, очень открытому и общительному. Как-то того попросили разговорить Сашу, и он применил все наши методики: написал на листочке «да» и «нет» и стал задавать вопросы. Например: «Хочешь, спою?» Саша показал «да» и пришел в такой восторг, когда второй Саша действительно запел, что выскочил в коридор и вслух сказал тьютору: «Он поет!»

В мастерских Саша поначалу тоже очень стеснялся, но постепенно, привыкнув к новому месту, раскрылся и расслабился. В декораторской он уже знает все последовательности действий, помощь мастера нужна только для того, чтобы перейти от одной стадии к другой. Мастера отмечают его чувство композиции: как-то он расписывал деревянную полочку аппликацией: на поверхность наклеиваются кусочки скотча, поверхность покрывается краской, потом скотч снимается. Саша нанес на полку маленькие поперечные полоски, и мастер, думая, что работа готова, спросил, нравится ли ему результат. Саша показал на коммуникативной доске: «Нет», добавил две длинные продольные полосы и только после этого остался доволен работой.

В графической мастерской он с самого начала рисует геометрические абстракции, людей изображает только изредка. Его работа по мотивам «Портрета Лидии Делакторской» Матисса, которую до 10 мая можно увидеть в Главном штабе на выставке «Одними красками», сделана в его фирменном стиле и безошибочно отсылает к оригиналу.

Мы работаем для того, чтобы у таких ребят, как Саша, было все больше собеседников и возможностей раскрыться. Для этого мы строим модель поддержки людей с аутизмом на протяжении всей жизни. Так, мы смогли взять Сашу на постоянные занятия только прошлой осенью, после открытия Центра подготовки к трудоустройству, куда перешла часть ребят из первого Центра, – до этого у нас не было свободных мест, и он ходил к нам только на факультативы, туризм и футбол.

Если вы хотите нам помочь, это можно сделать здесь.

Отчет за март

Скачать (PDF, 5.11MB)

Илья и гармония в красном

На прошлой неделе в Главном штабе Эрмитажа открылась выставка «Одними красками». Впечатления студентов и подробности с открытия можно посмотреть в репортаже, если вы еще не видели.

Ближайшие истории мы хотим посвятить ребятам, которые приняли участие в выставке – создавали реплики шедевров импрессионистов из коллекции Эрмитажа или расписывали фарфоровые изделия Императорского фарфорового завода. Герой сегодняшнего рассказа – Илья.

На групповом занятии:

– Что ты любишь?

– Я люблю ходить в Эрмитаж, в Русский музей.

– А почему?

– Потому что там красиво и много картин.

Илье скоро исполнится 22 года.

То, как Илья попал к нам в Центр, – пример смелости и готовности семьи к любым переменам и очередное доказательство того, что в многочисленных городах нашей страны нет инфраструктуры поддержки людей с РАС, а после 18 лет людям с аутизмом некуда идти.

Семья Ильи жила в Анапе. Когда родители услышали про Центр «Антон тут рядом», они привезли Илью к нам на пробные две недели. Это было осенью 2015 года. Вернувшись домой, Илья целый год вспоминал о поездке и знакомстве с Центром. Семья приняла решение переехать в Санкт-Петербург, и в этом учебном году Илья стал нашим студентом.

Медленной, неспешной походкой сдержанный и аккуратный Илья выходит из графической мастерской в коридор, чтобы помыть кисточки. А во время перерыва подходит к кому-нибудь из сотрудников или волонтеров немного со стороны, сбоку, и как бы невзначай начинает диалог сам с собой – пересказывает фразы, разговоры, чьи-то реплики. «Что ты будешь делать сегодня? Я с утра сделал зарядку. Одуванчики отцвели уже».

Либо напрямую задает одинаковые вопросы: «У вас есть дома волнистые попугайчики? А у вас паспорт в сумке есть? А у вас есть сигареты?».

Как и многие наши студенты, Илья очень хочет общаться, но не знает, как и с чего начать разговор, – поэтому он пользуется своими стереотипными вопросами, которые часто бывают провокационными, чтобы завладеть вниманием собеседника и получить в ответ эмоциональную реакцию.

Если не обращать на это внимание и задавать Илье прямые, конкретные вопросы, он с радостью отвечает на них и поддерживает диалог. На собрании в конце дня всегда подробно рассказывает, чем занимался в мастерских. Мы стараемся расширять репертуар его тем и предлагаем взамен вопросы, с которых можно начинать разговор.

Недавно, когда Илья в очередной раз начал спрашивать про паспорт и сигареты, тьютор Вика сказала ему, что сейчас пятница и можно, например, задать вопрос – что ты будешь делать на выходных? В следующий вторник Илья пришел в графическую мастерскую и спросил у мастера, что она делала на выходных, и ответил, что в свою очередь делал он сам.

Тренировочная квартира

В феврале Илья начал жить в тренировочной квартире. В бытовых навыках Илья достаточно самостоятелен, умеет убираться, мыть посуду, пылесосить.

Цель программы сопровождаемого проживания – обучить студентов не только необходимым бытовым навыкам, но и социальным – общаться, договариваться, вместе организовывать досуг, дружить. И одна из основных задач в работе с Ильей – развить общение, помочь ему самому начать задавать вопросы, попросить, проявлять инициативу

В новой обстановке Илья сначала молчал, говорил только сам с собой, затем начал задавать свои провокационные вопросы. Общение с другими студентами первое время происходило с подсказками. Илья, например, выбирал для досуга лото или домино, но не знал, что нужно спросить у других ребят и предложить им поиграть. Сейчас он понял этот алгоритм и, бывает, без подсказок, зовет других играть или ужинать.

Что бы Илья ни делал, ему всегда нужно подтверждение и одобрение со стороны. Он очень боится ошибиться и постоянно спрашивает у тьюторов: «Я правильно все делаю? Все правильно? Как порезать лимон? Какой фломастер выбрать? Какой цвет?» Хотя сам прекрасно все знает и всегда все делает верно.

Очень часто дома со стороны родителей встречается излишняя опека и поддержка, несмотря на то, что их ребенок с РАС может делать многие вещи самостоятельно, а еще у родителей не хватает сил, времени, ресурсов, чтобы учить ребенка, – проще сделать все самому.

Мы хотим, чтобы в тренировочной квартире Илья обрел уверенность в своих силах и действиях, осознал, что он может делать все самостоятельно, и научился сам принимать решения. Например, выбирать цвет фломастера.

Мастерские

Утро Ильи в Центре начинается с обхода всех мастерских. На доске с визуальными подсказками он меняет дату и день недели. Это уже стало его обязанностью. Как и всем людям с РАС, ему важно, чтобы все было последовательно и по порядку.

– Я вот сейчас буду правильно выставлять числа.

Дома перед сном Илья проверяет, чтобы все лежало на своих местах. А в Центре всегда следит за тем, чтобы стрелка на расписании стояла правильно – что сейчас, собрание или обед.

Илья посещает декораторскую, кулинарную и, конечно, графическую мастерскую.

Он хорошо запоминает последовательность действий, быстро и качественно работает над изделиями, проговаривая каждое действие: «вот тут вот наношу краску», «так вот рисуют», «так вот делают». Но, сталкиваясь с новой задачей, если нужно принимать самостоятельное решение, он теряется и спрашивает, что делать дальше. Мы стараемся предоставлять Илье выбор и давать время на обдумывание, чтобы он самостоятельно принимал решения во время работы.

Илье очень нравится работать на кухне, потому что он сразу видит результат – приготовленный обед для студентов и сотрудников. У него очень большой потенциал и интерес к работе. Наш повар начал индивидуальные кулинарные занятия с Ильей по понедельникам, когда у нас в Центре методический день, чтобы научить его готовить некоторые блюда самостоятельно от начала до конца.

В графической мастерской Илья сразу же проявил себя в рисовании. Больше всего он любит изображать растительные фигуры, цветы, деревья. Как и у всех наших студентов, у Ильи свое художественное виденье, его живописные и графические работы отличаются завершенностью.

До Центра Илья не рисовал, его мама не думала, что у него могу быть таланты. Для нее стало настоящим откровением, что Илья проявил себя в рисовании. Работы Ильи – в Эрмитаже!

На выставке «Одними красками» представлены две работы Ильи: «Анри Матисс. Гармония в красном. Фрагмент» и «Андре Дерен. Натюрморт».

Выставка продлится до 10 мая. Не пропустите.

Если вы хотите поддержать работу Центра, это можно сделать здесь.

Памятка ко 2 апреля

Скачать (PDF, 1.35MB)

Всемирный день информирования об аутизме

Приближается 2 апреля – Всемирный день информирования об аутизме!


По традиции уже четвертый год подряд мы собираемся в центре города, устраиваем представление, играем музыку, выпускаем в небо синие шары и говорим о важном. Мы хотим, чтобы люди с аутизмом получали поддержку на протяжении всего жизненного маршрута, чтобы общество научилось принимать их и взаимодействовать с ними.

Приглашаем вас присоединиться к нашему цирковому театрально-музыкальному представлению в этом году – на Малой Конюшенной с 14:00 до 15:00.

В акци примут участие:

– театр “Странствующие куклы господина Пэжо” – диковинные истории, бои на мечах, старинные танцы, розыгрыши и трюки в лучших традициях Европейского карнавала;

– молодые актеры театра “Лицедеи”;

– шоу барабанщиков Drum Time – барабанное шоу, которое содержит в себе пёструю гамму различных музыкальных стилей;

– артисты Ленинград Центра;

– и конечно – несколько слов от Любови Аркус, президента фонда и основателя Центра, и выступление оркестра «Антон тут рядом» под управлением Алексея Плюснина.

Вести праздник будет наш друг и попечитель Геннадий Смирнов.

В заключение мы выпустим в небо сотни синих шаров.

А в 21:00 исторические здания Санкт-Петербурга будут подсвечены синим светом (купол Дома Зингера, Дворцовый мост, цирк Чинизелли, ТЮЗ).

Ждём вас!

Выставка в Эрмитаже

Мы с лета долго готовились к этому событию!

31 марта в Главном штабе Государственного Эрмитажа открывается выставка “Одними красками”, приуроченная ко Всемирному дню информирования об аутизме.

Это наш совместный проект с Эрмитажем и Императорским фарфоровым заводом. На выставке будут представлены работы-реплики шедевров Матисса, Пикассо, Дерена из коллекции Эрмитажа, созданные студентами, а также фарфоровые и керамические объекты, которые одними красками расписали студенты и художники ИФЗ.

Первые три дня после открытия выставки рисунки студентов Центра будут расположены рядом с оригиналами картин в галерее памяти Щукина и братьев Морозовых.

Работы наших студентов будут выставляться в залах одного из главных мировых музеев! Получается единое инклюзивное пространство, культурное и социальное, модель тех отношений, на создание и укрепление которых направлена наша работа. Все наши проекты построены на человеческом и творческом взаимообмене между разными людьми – ребятами, сотрудниками, волонтерами, гостями, широкой аудиторией. У наших студентов мы учимся прямому непосредственному общению, открытому взгляду на мир, понимаем, взаимодействуя как важно быть тут рядом.

Выставка дает возможность увидеть точки соприкосновения между тем, что делают наши студенты, художники легендарного ИФЗ и признанные мастера живописи. Мы уверены, что это общее есть, и приглашаем убедиться в этом и вас, дорогие друзья!

После 2 апреля работы студентов переедут в Форум Главного штаба к другим экспонатам.

Выставка продлится до 10 мая.

Илья и его бабочка

Илье 21 год. Сейчас он весь светится от дружелюбия: при встрече поздоровается, подмигнет, крепко пожмет руку. Пошутит, отвечая на вопрос на групповом занятии: «Как можно привлечь внимание человека?» – «Схватить за руку и укусить!»

Но так было не всегда. Когда Илья пришел в Центр больше двух лет назад, то, несмотря на приветливость и улыбчивость, никого к себе близко не подпускал, говорил очень тихо и односложно, а чаще всего не говорил вообще. Мы провоцировали его на речь: задавали вопросы, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет», давали время на то, чтобы обдумать и произнести ответ. Как и многим нашим ребятам, ему нужно больше времени на обработку информации – чтобы услышать и понять то, что ему говорят, найти и сформулировать ответ. Собеседник, который не знает об этой особенности, закончит разговор, не дождавшись ответа, но мы знаем, что нужны только терпение и время. Постепенно Илья стал говорить все более развернуто и уверенно. На групповых занятиях Илья первое время в основном молчал – ему было интересно слушать, но более активные собеседники не дожидались, пока он сформулирует ответ. Когда мы разделили группу на «большую» и «среднюю», Илья как раз оказался в «средней». Здесь всем ребятам нужно больше времени, и каждый говорит в своем темпе. Илья отлично справляется с заданиями и часто выступает в роли помощника ведущего: например, в упражнении, в котором тренируется умение привлекать внимание другого человека и обращаться к нему с просьбой, когда тебе что-то нужно, Илья традиционно играет роль этого «другого человека».

Ему все еще непросто самому инициировать общение: иногда он встает рядом с человеком и ждет, что тот сам с ним заговорит, – но и это важный шаг. А иногда и не ждет: недавно Илья собирался на концерт Валерия Леонтьева и перед уходом из Центра переоделся для особого случая – надел бабочку. Смотрелась она действительно здорово, так что Илья подходил к сотрудникам и гордо показывал: «Смотри!»

Наша следующая цель – научить Илью самого задавать вопросы: как дела? Что делал на выходных? Ведь для поддержания естественного диалога нужно не только отвечать – с этим Илья уже отлично справляется, но и спрашивать.

Илье бывает сложно переключаться с одного занятия на другое – например, пойти с занятия на перерыв. Иногда тьютору нужно увести Илью за руку или накрыть руками изделие, над которым он работает. Ему проще переключаться, если мастер обозначает четкий конец этапа: «Сейчас ты дорисуешь колонну и закроешь фломастер».

Любимые занятия Ильи в Центре – музыкальные. Он самозабвенно играет на барабане – уже знает несколько ритмов и единственный из всех ребят может держать его без преподавателя и вести за собой остальных. Он охотнее всех принимает новые задания и подключается к ним, заводя всех остальных, хотя в целом привыкать к изменениям ему сложно, но тут мотивация настолько высока, что пересиливает все остальное.

Илья очень артистичный, с неповторимой пластикой. Он отлично танцует – и на наших еженедельных утренних дискотеках, и на танцевальном факультативе. И поет здорово: с воображаемым микрофоном в руке. Причем петь Илье проще, чем говорить: если говорит он медленно, то поет именно с той скоростью, которой требует песня. И не чужд театральности: как-то у координатора программ Центра Юли исчез со стола телефон – и обнаружился в руке у Ильи, который позировал с ним для воображаемых селфи. Такой талант нельзя было не использовать, и сейчас Илья занимается на второй площадке театрального проекта «Встреча» с актерами Небольшого драматического театра. Лучше всего у Ильи получаются упражнения в таком жанре: сначала два актера разыгрывают этюд, потом одного из актеров заменяет кто-то из наших студентов. Илья всегда не просто повторяет сцену, а добавляет свое. Например, в этюде про солдата в карауле и девушкой, которая с ним фотографируется. Если в изначальном этюде солдат, как это ему и полагается, не шевелился, то Илья, заменив актера в этой роли, стал заигрывать с девушкой.

Мы работаем для того, чтобы Илья и другие наши студенты открывались, раскрепощались, находили применение своим талантам, которых у них великое множество.

Поддержать работу Центра можно здесь.

Родительский выезд

Позади наш родительский выезд – насыщенные три дня. Приняли участие 80 человек: это три поколения родителей – и наших взрослых студентов, и подростков, и самых маленьких, и ребята, которые не могли остаться дома одни, и наши сотрудники и волонтеры. Собраться всем оказалось действительно очень важным. Почему?
Да, многие родители сами стали и тьюторами, и психологами, и поведенческими специалистами, когда совсем не было информации и поддержки. И их гигантская работа, с одной стороны, дала огромный результат – ребята открыты для того, чтобы учиться новому, и постоянно это делают. С другой стороны – очень многие из родителей вымотаны. Ситуация вакуума и ощущение своего одиночества в этом вакууме – поселила в них закономерное недоверие и нежелание отпускать детей.

Сделать первый шаг, который означает серьезную перестройку жизни, принять необходимость перемен и того, чтобы давать своему ребенку больше самостоятельности, непросто. И несмотря на это – они решились все делать по-новому и идти вперед.

Да, Центру уже больше трех лет. Но когда мы подвели первые промежуточные итоги, то увидели – семьям по-прежнему не хватает общения, ощущения сплоченности как с фондом, так и между собой. Разные поколения семей (которых, повторимся, у нас теперь три: 18+, подростки, малыши) вообще между собой не взаимодействуют. И даже семьи одного поколения иногда друг с другом не знакомы – на родительские собрания ходят далеко не все, часто взаимодействие ограничивается обсуждением хода работы с их ребенком, нашим студентом…

Нашей целью было помочь родителям ощутить себя сообществом и осознать, что именно они – главнейшая движущая сила всех перемен. Мы увидели, что родители не чувствуют себя единым целым и тем более – партнерами Фонда, с его стратегическим планом построения жизненного маршрута не только для их детей, но и вообще для людей с РАС. Одна мама призналась, что стеснялась задавать вопросы, чтобы не отвлекать сотрудников от работы, а ведь важнейшая часть нашей работы и заключается во взаимодействии с семьей. Или другая крайность: некоторые думают, что Центр – единственное место, где их детей принимают, и других не будет… И думать о том, что будет через 10 лет, просто боятся.

А ведь без родителей, без их собственного ощущения, с одной стороны, безопасности, а с другой стороны – без их активной позиции, без того, чтобы двигаться вперед вместе с ними – никакие устойчивые результаты в работе с ребятами и тем более стратегические результаты просто невозможны.

Мы устроили подробное обсуждение настоящего и будущего положения семей, имеющихся ресурсов, взаимодействия с фондом. Того, что родители и Фонд могут делать вместе и что для этого нужно. Обсуждение в рабочих группах и свободные дискуссии помогли родителям сблизиться и лучше узнать друг друга. Одна из мам – и это из самых активных и заинтересованных членов родительской группы! – призналась, что «знакомство» стало для нее самой важной частью нашего выезда!

Провели обучение инструментам, которые мы используем в Центре: 8 стратегий поддержки человека с аутизмом, визуальная поддержка, половое воспитание. Для устойчивых результатов необходима работа дома, в семье. Мы постоянно обсуждаем с родителями конкретные ситуации и даем конкретные советы по поводу их детей, но такого концентрированного обучения раньше не проводили. Для родителей оказалось очень важным увидеть, как идет обучение, принять в нем участие самим и тут же увидеть, как эти инструменты сотрудники применяют в работе с ребятами.

Важно, что в выезде участвовали родители, которые прошли EarlyBird, где узнали, например, про пользу визуальных расписаний и коммуникативных досок и уже активно ими пользуются. Они говорили, как новые стратегии помогли изменили их жизнь и помогли убедить даже скептически настроенных родителей взрослых ребят. Часто родители говорили: «Если бы мы знали об этом раньше! А теперь уже поздно», – но тут примерами из нашей работы в Центре удалось показать, что занятия эффективны в любом возрасте.

Наш гость, Юрий Михайлович Кац, председатель Владимирской областной Ассоциации родителей детей-инвалидов «Свет», рассказал об их более чем двадцатилетнем опыте. «Свет» – именно родительская организация, и Юрий Михайлович как раз говорил о важности участия и инициативы семей.

Для ребят и родителей были музыкальные и физические занятия, гончарная, графическая и швейная мастерские.

Родители говорят о том, что действительно почувствовали – взаимодействие между семьями и между семьями и фондом должно и может быть более тесным.

Пока что решили так: родительский комитет будет встречаться ежемесячно и формировать повестку для Фонда, раз в две недели мы будем информировать родителей обо всех новостях по проекта, обучающие семинары для родителей станут регулярными. И очень надеемся, что на возникшем ощущении единства сможем делать больше.

Спасибо ретрит-центру «Золотая горка» за поддержку проекта и возможность не оплачивать половину стоимости проживания и питания в центре, ООО «Гостинн Сервис» за помощь с логистикой, Ивану Гуторову и тренинговой компании EQuator за волонтерскую помощь в проведении тренинга.

Поездка уже позади. Мы оплатили дорогу и проживание – в последний момент бесплатная опция отменилась, и бюджет увеличился, но отменить поездку мы уже не могли.
Пока что закрыли траты средствами из других проектов. И будем очень благодарны за помощь в таком важном деле. Это не просто транспорт и проживание, а опыт работы/отдыха/совместной жизни, который помог нам объединиться на совсем новом уровне.

Помочь можно здесь.

Вот отзывы родителей:
– Узнать другое мнение, опыт, возможности было очень полезно
– Общение очень легкое и свободное, контакт с любым из родителей возникает мгновенно
– Напряженная программа на очень серьезные темы. Есть усталость – кое-что было уже не вместить
– Систематизация имеющихся представлений, новый толчок, эмоциональный подъем
– Понравилось все, особенно встреча с Ю.М. Кацем, вводный тренинг + итоги, 8 стратегий, половое воспитание

Коля и его барабан

Коле 20 лет. Он рано начал говорить, быстро запоминал новое, и первое время родители не замечали ничего необычного. Когда Коле было два года, он стал говорить хуже, в пять речь пропала полностью. Томограмма показала кисту в лобной доле мозга – ее вырезали, но изменения оказались необратимыми, был поставлен диагноз – атипичный аутизм. Когда Центр только открылся, какое-то время Коля ходил к нам, но потом вернулся в школу – в его 17 лет это был более подходящий вариант.

Сопровождаемое обучение
Колина школа тесно сотрудничает с фондом «Обнаженные сердца», и в 2015 году мы в пилотном режиме запустили программу сопровождаемого обучения: эксперты «Обнаженных сердец» Святослав Довбня и Татьяна Морозова написали для Коли подробнейшую индивидуальную программу на 5 месяцев, а наши тьюторы сопровождали его в школе и вместе с педагогами ее реализовывали. В нее вошла и система дополнительной коммуникации PECS, и уроки труда, направленные в первую очередь на концентрацию внимания, и развитие бытовых навыков (накрыть на стол, сделать бутерброд, полить цветы), и физические занятия. Коля понял принцип PECS – чтобы о чем-то попросить, нужно протянуть карточку с изображением нужного предмета – но пользовался карточками только на занятиях. Без постоянной супервизии программа не сработала: был необходим дополнительный внешний контроль экспертов, синхронизация действиях всех педагогов, которые работали с Колей, и наших тьюторов, которой у нас не получилось достичь. После пилотного испытания мы закрыли проект. Еще год Коля проучился в школе, а после ее окончания снова пришел в Центр.

Снова в Центре
В Центре Коля занимается в подготовительной группе – то есть приходит два раза в неделю на несколько часов, на музыкальное и групповое занятие. Совсем недавно, в конце февраля, начал оставаться и на обед – так что он проводит в Центре уже по три часа, и мы работаем над тем, чтобы постепенно продлевать его пребывание у нас. Сейчас Коля готовится к тому, чтобы заниматься в гончарной мастерской – пока что не хватает. концентрации Коле трудно приступить к занятию – то есть в мастерской просто сесть за стол, а сев – остаться на месте. Сейчас он учится садиться и вставать по сигналу таймера и готовится к работе с глиной – катает колбаски, пока, в виде подготовки, из пластилина.
Для Коли, как и для всех наших ребят, очень важна четкая структура, и в Центре он пользуется объектным визуальным расписанием, то есть все активности символизируют связанные с ними предметы: трещотка – это музыкальное занятие, круглый массажер-кольцо – групповое.

Звуки и прикосновения
Коля очень любит разные тактильные ощущения – иными словами, трогать, щупать, перебирать, и руками, и даже ногами. Перебирая фасолинки или каштаны, пересыпая песок, ему проще успокоиться, когда что-то его беспокоит. Прикосновения ему не очень нравятся – но если он разрешает дотрагиваться до себя или сам берет другого за руку – это знак настоящего доверия.
Коля чувствителен к звукам и часто ходит в шумоподавляющих наушниках – у нас бывает громко. Но музыкальные занятия он очень ценит – ему нравится и звук, и вибрация от ударных – он специально кладет руку на барабан, чтобы лучше ее чувствовать. Коля ходит на групповые занятия для ребят, которые не говорят или говорят очень мало, и один из способов коммуникации, которому там учатся, – это как раз музыка. Например, чтобы поздороваться, нужно поиграть на инструменте. Когда Коля в первый раз поиграл на бубне в ответ на просьбу поздороваться, это стало огромным событием.

Мы работаем для того, чтобы Коля и еще десять ребят из подготовительной группы проводили в Центре больше времени, находили комфортный способ общения и интересные занятия.

Если вы хотите поддержать Центр, это можно сделать здесь.

Отчет за февраль

Скачать (PDF, 1.13MB)