Что такое аутизм


Аутизм – это особенность развития, сохраняющаяся на протяжении всей жизни человека. Она влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.

Каждый человек с РАС уникален. У каждого – свои особые интересы, сильные стороны и трудности.

Аутизм – это спектр, объединяющий людей с трудностями в определенных сферах. У всех людей особенности комбинируются и выражаются по-разному. Некоторые люди с аутизмом могут жить самостоятельно, а другие нуждаются в пожизненной поддержке. Кроме того, люди с аутизмом обычно отличаются гипер- или гипочувствительностью к звукам, прикосновениям, вкусам, запахам, освещению или цветам.

Для людей с аутизмом характерны три особенности, которые называют триадой нарушений при аутизме. К этой триаде относятся:

  • Качественное ухудшение в сфере вербальной и невербальной коммуникации и в сфере воображения
  • Качественное ухудшение в сфере социального взаимодействия
  • Крайне ограниченный репертуар видов активностей и интересов

 

Качественное ухудшение в сфере вербальной и невербальной коммуникации и в сфере воображения

Для людей с расстройствами аутистического спектра мимика и прочий язык тела – это такой же непонятный язык, как древнегреческий.

Люди с аутизмом испытывают трудности как с вербальной, так и с невербальной коммуникацией. Многие из них понимают речь буквально, не видят подтекст и переносный смысл. Кроме того, людям с аутизмом трудно использовать и понимать:

  • выражения лица и интонацию
  • шутки и сарказм
  • идиомы и поговорки (например, словосочетание «водить за нос» будет понято буквально)

Некоторые люди с аутизмом говорят мало или не разговаривают вообще. Однако даже неговорящие люди с аутизмом обычно понимают, что говорят другие люди. Такие люди могут научиться выражать свои мысли и общаться с помощью различных методов альтернативной коммуникации – например, печатать на компьютере, использовать язык жестов или систему карточек с визуальными символами.

У других людей с аутизмом навыки речи развиты очень хорошо, но у них все равно есть речевые трудности: им трудно понять, как обмениваться репликами при разговоре; они могут повторять то, что только что сказал другой человек (это называется «эхолалия»), или долго говорить о том, что им интересно, не обращая внимания на реакцию собеседника.

Людям с аутизмом проще общаться, если другие люди говорят четко, последовательно, простыми фразами и оставляют паузы, которые позволяют ему понять сказанное.

Качественное ухудшение в сфере социального взаимодействия

«Мы не приобретаем навыки общения естественным образом, мы должны осознанно им учиться».

Людям с аутизмом часто сложно распознать или понять эмоции и чувства других людей, а также выразить свои собственные эмоции и чувства. Из-за этого они могут испытывать дополнительные трудности в социальных ситуациях. Они могут:

  • не понимать неписанные социальные правила, которые большинство людей усваивают неосознанно. Например, они могут стоять слишком близко к другому человеку или начинать разговор с неуместной темы
  • казаться бесчувственными, потому что они могут не понимать, что чувствует другой человек
  • казаться «странными» и неуместно себя ведущими, потому что им сложно выразить свои чувства, эмоции или потребности.

Трудности с социальным взаимодействием могут приводить к тому, что людям с аутизмом сложно заводить друзей. Однако сами люди с аутизмом могут стремиться к дружбе и к общению – они просто не знают, как этого добиться.

«Нам трудно понять, что знают другие люди. Нам еще сложнее догадаться, что другие люди думают».

У людей с аутизмом также есть трудности с социальным воображением – способностью понимать и предсказывать поведение других людей, понимать абстрактные идеи и представлять себе ситуации вне своего непосредственного опыта. Поэтому им сложно:

  • просчитывать ситуации и как следствие – понимать возможную опасность (поэтому они могут, например, выбежать на оживленное шоссе)
  • участвовать в играх и занятиях, требующих воображения: иногда дети с аутизмом играют в игры, требующие воображения, однако они предпочитают проигрывать одну и ту же сцену снова и снова
  • готовиться к перемена
    м или планировать будущее
  • справляться с новыми или незнакомыми ситуациями.

Не надо путать трудности с социальным воображением и отсутствие воображения. Многие люди с аутизмом обладают исключительными творческим способностями, например, они могут быть выдающимися художниками или музыкантами.

Крайне ограниченный репертуар видов активностей и интересов

«Мои занятия рисованием позволили мне стать частью общества. Если есть что-то, что человек с аутизмом делает хорошо, то это необходимо поощрять и культивировать».

У многих людей с аутизмом есть особые интересы, которые часто появляются в очень раннем возрасте. Они могут меняться со временем или остаться на всю жизнь. Это может быть рисование, музыка, поезда или компьютеры. Некоторые люди с аутизмом получают образование и работают в области интереса. Для других он остается хобби.

Иногда интерес может быть довольно необычным. Например, один человек с аутизмом любил коллекционировать мусор. Однако поддержка и мотивация помогли ему перенаправить свой интерес на переработку мусора и охрану окружающей среды.

Набор особенностей, характерных для аутизма, у разных людей может быть разным. Помимо триады нарушений, люди с аутизмом могут обладать следующими особенностями:

  • любовь к рутинам
  • сенсорная чувствительность
  • трудности с обучением

 

Любовь к рутинам

Пример: Один молодой человек с аутизмом посещал службу дневного пребывания. Он приезжал туда на такси, стучался в дверь, и его пускали внутрь. Однажды дверь открылась до того, как он успел постучаться, и оттуда вышел человек. Вместо того чтобы просто войти в открытую дверь, он вернулся в такси и начал всю последовательность заново.

Все дело в том, что людям с аутизмом окружающий мир кажется очень непредсказуемым и запутанным местом. Жесткая, фиксированная рутина частично решает эту проблему – она позволяет понимать, что и когда случится в течение дня.

Правила могут иметь огромное значение: человеку с аутизмом может быть трудно попробовать другой подход, когда он уже освоил «правильный» способ что-то делать.

Сама идея перемен может вызывать очень сильный дискомфорт у людей с аутизмом. Однако они могут хорошо справиться с переменами, если начнут готовиться к ним заранее.

Сенсорная чувствительность

Пример: Роуэн очень любит рисование, но ему не нравится специальная рубашка для защиты одежды – ощущения от прикосновения ткани, из которой он сделан, к коже ему очень неприятно. По договоренности со школой он теперь надевает на занятия свободный фартук.

Формы сенсорной чувствительности могут быть разными. Особенности чувствительности могут включать все чувства – зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Человек может реагировать на стимулы слишком сильно (гиперчувствительность) или слишком слабо (гипочувствительность).

Например, большинство людей не обращают внимания на фоновые звуки, а человеку с аутизмом они могут казаться невыносимо громкими и отвлекающими. Такие интенсивные ощущения могут вызывать приступы сильной тревожности и даже физическую боль.

Гипочувствительность может приводить к тому, что люди почти не чувствительны к боли или температуре. Часто гипочувствительность связана с тем, что люди начинают раскачиваться, кружиться на месте, трясти руками и делать другие повторяющиеся движения. Такие движения – неосознанная попытка стимулировать свои чувства. Часто такие движения помогают людям с аутизмом сосредоточиться или справиться со стрессом.

Проблемы с сенсорной чувствительностью могут включать пониженную проприоцепцию – то есть суставно-мышечное чувство, благодаря которому мы осознаем собственное тело и его положение в пространстве. Проприоцепция сообщает нам, где находится наше тело. Люди со сниженной проприоцепцией могут проявлять крайнюю неуклюжесть, им может быть трудно обходить препятствия, соблюдать дистанцию с другими людьми или выполнять задачи, требующие мелкой моторики, например, завязать шнурки.

Трудности с обучением

«У меня есть помощник, который сидит рядом со мной и помогает, если я застряну на каком-то слове. Это очень помогает».

У людей с аутизмом бывают трудности с обучением, которые могут повлиять на все аспекты жизни, начиная с трудностей в школе до неспособности приготовить себе еду. Трудности могут быть разными. Некоторые люди могут жить относительно самостоятельности, хотя им потребуется поддержка, чтобы добиться этой самостоятельности. Другим людям потребуется пожизненная поддержка специалистов. Тем не менее, все без исключения люди с аутизмом могут учиться и развиваться, если предоставить им правильную поддержку.

Существуют расстройства, которые встречаются у людей с аутизмом чаще, чем у других людей. Эти расстройства включают синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дислексию (трудности с чтением) и диспраксию (трудности с управлением своими движениями).

***

Аутизм – поведенческий диагноз.

Не существует медицинского исследования, которое может подтвердить/опровергнуть наличие аутизма (анализ крови, ЭЭГ, КТ, МРТ и т.д.).

Диагноз ставится опытными врачами исходя из наблюдения за поведением ребенка, интервью с членами семьи/педагогами.

Аутизм может вызываться разными причинами. Отсутствие понятных и единых биомаркеров аутизма вызывает массу спекуляций и попыток предложить «исцеление». Медикаментов, которые могут излечить от аутизма, не существует, однако есть эффективные стратегии, которые помогают людям с аутизмом лучше учиться, общаться и больше участвовать в жизни общества.

Полезные ресурсы:

Обратите внимание: аутизм 
сайт фонда «Выход»
сайт фонда «Обнаженные сердца»
Особые переводы
Autism Speaks (на английском)

Telegram-канал детского психиатра Елисея Осина

Неэффективные методы терапии аутизма